Размер шрифта:

A

A

A

Цветовая схема:

текст

текст

текст

Обычная версия

182200,
Псковская область,
г. Новосокольники,
ул. Матросова, д. 1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад г. Новосокольники»

8 (81144)-21-3-32 detsad7nsk@mail.ru

Кризис 7 лет

Кризис 7 лет – очень важный и необходимый этап в развитии ребенка. Плохое поведение и капризы – всего лишь фон. Ребенок переживает внутренние изменения, которые будут влиять на него всю последующую жизнь.
В этот период у ребенка окончательно формируются воображение, образное мышление, произвольные память и внимание.
Признаки, по которым можно определить кризис:

·     Ребенок перестает слушаться.
Если раньше вы легко могли сказать ребенку, чтобы он убрал у себя на столе, или просите сходить его в магазин с вами, и раньше он без проблем это делал, то сейчас он отказывается, перестает делать те вещи, которые до этого делал без всяких сложностей.

·      Отказывается от детских игр и любимых игрушек, чтобы казаться взрослее.
Еще несколько дней назад сын играл с какими-нибудь монстрами, роботами, то сейчас говорит, что больше играть не хочет, это делают только маленькие дети. Может даже ничего не произносить, а просто отказаться играть в эти игры.

·     Не сразу реагирует на просьбы родителей.
Если раньше, когда вы его о чем-то просите, то он мог быстро пойти и сделать, сейчас приходится звать несколько раз, да еще и с сопротивлением со стороны ребенка.

·     Капризничает, проявляет упрямство.
Вы, например, предлагаете ребенку после садика заехать в магазин, он говорит «Я не хочу, чего я там забыл? Хочу домой». Приехали в магазин - говорит «Давайте быстрее, я хочу скорее поехать домой». Или он может упрямиться по поводу того, что надеть, куда пойти, хотя раньше его это не особо заботило.

·     Плохо переносит критику, может обижаться или злиться.
Если он что-то сделал не так, и вы ему на это указали, то ребенок может быстро все бросить, обидеться и уйти со словами «Больше я это делать не буду».

·      Начинает манерничать, стараясь копировать взрослых.
Повторяет за ними взрослые фразы, движения. Например, ребенок может попросить подстричься как мама или папа, может говорить фразы «допустим», «пожалуй», которые обычно дети не произносят.

·     Теряется спонтанность в словах и поступках, ребенок обдумывает, прежде чем сказать или сделать что-то.
До кризиса 7 лет ребенок может легко спеть или станцевать в людном месте, а сейчас начинает уже оглядываться по сторонам, кто на него смотрит, что о нем думают. То есть непросто сделать то, чего хочется.

На основе внешних факторов и внутренних чувств ребенок выстраивает систему добра и зла, начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо.

Кризис не начинается ровно тогда, когда малышу исполняется семь лет. Нельзя приписывать его начало и первому дню учебы в школе. На самом деле все гораздо сложнее.

Подготовка к школе начинается заранее, и уже к концу детского сада занятия становятся сложнее, а воспитатели – требовательнее. Ребенок ощущает изменения и нарастающее давление, поэтому первые психические предпосылки могут возникать в возрасте пяти-шести лет. Однако есть и другая категория детей, которые начинают осознавать тяжесть новой ноши уже после того, как начинается учеба в школе.

Каждый приходит к кризисному состоянию тогда, когда психика дает адекватный ответ на навалившиеся сложности. Симптомы формируются медленно, и справляется ребенок с новой ответственностью также постепенно. Этот возрастной кризис длится около 6-9 месяцев. Но продолжительность переходного этапа во взрослении зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

Как справляться: советы родителям.

Родителям важно понимать, что критический период – это нормально, и он не продлится долго. Однако пускать ситуацию на самотек нельзя. Школьник может самостоятельно не адаптироваться в новой ситуации, а негативным опыт травмирует психику, станет причиной неврозов, сделает его неуверенным и лишит друзей.

Чтобы помочь ребенку преодолеть детский кризис 7 лет, родителям следует придерживаться базовых рекомендаций:

  • разговаривать дружелюбно, без давления, упреков;
  •     критиковать не личность, а действия;
  •   аргументировать отказы и замечания;
  •  учить обсуждать проблемы, разбирать причины и следствия ситуации;
  •  разбирать эмоциональные составляющие ситуаций;
  • оговаривать прошедший день, интересоваться действиями учителя, одноклассников, а также узнавать мнение ребенка о произошедшем;
  • составить четкое расписание, в котором будет время на выполнение домашних заданий, помощь родителям по дому, хобби, а также обязательно на отдых и любимые детские игры;
  • поддерживать связь с учителем, реагировать на любые сложности и проблемы в школьной жизни.

Рекомендации по преодолению кризиса также включают ряд действий, от которых родителям лучше отказаться. Не следует:

·       повышать голос;

·       наказывать физически;

·       сравнивать с другими;

·       критиковать в присутствии других;

·       относится к ребенку как к собственности;

·       критиковать действия учителя;

·       нарушать правила, которые необходимо четко соблюдать;

·       переживать из-за незначительных замечаний учителя или плохих отметок;

·       игнорировать взросление и продолжать относиться к ребенку как к крохе.

Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:

- сформировать ответственное отношение к учебе, правильное понимание и восприятие учебного процесса;

- обрести новые эмоциональные навыки;

- осознать свое место в социуме, занять желаемую роль среди одноклассников;

- найти новые увлечения и интересы.

Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:

·       потерять интерес к учебе;

·       слишком остро воспринимать любую критику;

·       занизить самооценку;

·       развить в себе комплексы;

·       проявлять агрессию, жестокость;

·       замкнуться в себе, не пройти адаптацию в школьном коллективе;

·       потерять доверие к родителям, утратить с ними близкую связь.

Важно помнить, что кризисное состояние – это закономерность, которая открывает новые перспективы роста и развития. Главная задача взрослых – помочь ребенку справиться со сложной ситуацией, проявить чуткость, терпение и внимание. Только так новоиспеченный школьник сможет преодолеть все сложности и совершить важный скачок психического роста.