Введение ребёнка в школьную жизнь
Ваш ребёнок идёт в первый класс, а Вы волнуетесь. Вы думаете о том, как сложится у него в дальнейшем школьная жизнь. Дети 6 – 7 лет реагируют на состояние неопределенности всем своим существом: нарушается биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растёт напряжённость.
Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Её содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребёнку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учёбе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и со сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.
Прежде всего у вашего ребёнка должно быть желание учиться. Если вы хотите помочь ребёнку овладеть знаниями, учиться в школе радостно, попытайтесь прожить школьную жизнь вместе с ребёнком.
А начните эту жизнь со следующего:
§ расскажите ребёнку, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе;
§ на доступных примерах покажите важность уроков, оценок, школьного распорядка;
§ воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний;
§ воспитывайте произвольность, управляемость поведения;
§ никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил;
§ внимательно и заинтересованно относитесь к будущим занятиям в школе.
Определить отношение ребёнка к школе помогут вопросы:
1. Хочешь ли ты идти в школу?
2. Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?
3. Как ты думаешь, с кем лучше учиться – в школе с учительницей или дома с мамой?
4. Что делает учитель в школе?
5. Для чего нужны парта и звонок в школе?
Чтобы понять, насколько готов ваш ребёнок учиться в школе, Вы должны знать, какими качествами вообще должен обладать ребёнок, чтобы успешно учиться в 1 классе:
§ внимание, способность к длительному сосредоточению (25–30 мин.);
§ хорошая память;
§ сообразительность;
§ любознательность;
§ развитое воображение;
§ начальные навыки письма, чтения, счёта;
§ физическая ловкость;
§ волевые качества (способность выполнять не только привлекательную работу);
§ организованность, аккуратность;
§ дружелюбие, умение общаться с детьми и со взрослыми.
Вам известно, что учение – это труд, и его нельзя превращать в игру. Но в жизни ребёнка игра – это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это светлое окошко, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. А кто же может лучше помочь ребёнку увидеть и понять этот интересный окружающий мир, как не РОДИТЕЛИ! И помните: если Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок рос умным и любознательным, не жалейте времени для того, чтобы поиграть с ним или наладить игру между собой. Участвуя в игре, Вы должны это делать так, чтобы ребёнок не чувствовал, что дело вовсе не в игре, а в каком-то её обучающем эффекте и что с ним играют не ради самой игры.
Правила для родителей
Нельзя перегружать его информацией: читать много книг, не соответствующих возрасту; разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи.
Не перегружайте избыточными впечатлениями (особенно вредна такая нагрузка в период выздоровления после перенесённого заболевания);
Не читайте страшные сказки на ночь! Не запугивайте ребёнка различными сказочными персонажами!
Не пытайтесь сделать из ребёнка вундеркинда! Не опережайте его развитие!
Отрицательно сказывается на состоянии речи ребёнка неблагоприятная обстановка в семье, скандалы и конфликты;
Речь окружающих должна быть неторопливой, плавной, правильной и отчётливой.