Размер шрифта:

A

A

A

Цветовая схема:

текст

текст

текст

Обычная версия

182200,
Псковская область,
г. Новосокольники,
ул. Матросова, д. 1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад г. Новосокольники»

8 (81144)-21-3-32 detsad7nsk@mail.ru

Дети от 1 года и до 3 лет. Кто они, что умеют и что им интересно

От 1 года до 1,5 лет.


К своему первому дню рождения малыш уже многое умеет - он уверенно ползает, делает первые еще неуверенные шаги, «карапузик» произносит первые слова, выражает свои желания либо указательным жестом, либо словом «дай», «а - а», огорчение выражает криком, плачем, радость - улыбкой, заливистым смехом.

После первого года своей жизни малыш начинает активно открывать для себя мир, он впитывают окружающую их среду, как губка. Ребенок стремительно развивается каждый день, удивляя родителей своими новыми умениями. В возрасте с 1 до 1, 5 года «карапузики» пользуются руками, чтобы познакомится со всем, что окружает его. Любой повседневный предмет, попавший в поле зрения малыша, быстро ним исследуется. «Карапузику» все нужно попробовать, пощупать, покусать, разобрать и сломать. Большой интерес ребенок проявляет к шкафам, полочками, предметам, которые на них находятся. Малыш, как бы говорит: «Я так долго на вас смотрел, что пора познакомится поближе». Это стремление исследовать все вокруг распространяется, естественно, и на его собственное тело. Ребенок с радостью будет показывать Вам, где у него носик, ротик, другие части тела, предметы окружающей обстановки.

Неуемная страсть к открытию нового, постоянно побуждает «карапузиков» к новым экспериментам. В возрасте 12-18 месяцев первые шаги уже сделаны, ребенок становится увереннее и уже учится бегать, самостоятельно вставать, залазить на стул, карабкаться по лестнице. Он уже умеет хорошо общается с различными предметами: подносит ложку ко рту, строит башню из трех кубиков, листает страницы книги, стаскивает с ног носочки.

«Карапуз» говорит некоторые короткие слова. А также лепечет какие-то фразы, понятные близкому человеку. Однако большинство слов для него - все еще звуки без определенного значения. В тоже время малышу очень нравится имитировать звуки, которые издают животные, машины, предметы быта.

Они понимают, когда взрослые хотят их утешить, приласкать или успокоить, а также, когда сердятся. Ребенок следит за действиями взрослых и точно копирует их. Будьте бдительны, дорогие взрослые, к некоторым опрометчивым своим движениям.

Ребенок, исследуя предметы обнаруживает, что карандаш, мелок, краски – оставляют на бумаге следы – самое время оборудовать для него место, где только там он сможет заниматься творчеством.

Он уже внимательно рассматривает картинки в книжках, особенно в тех, сюжет, которых знает. Это самое подходящее время, чтобы дать ему неядовитые карандаши для живописи. Вначале он будет только царапать каракули, однако позже начнет, выводит правильные линии.

Маленькие дети очень интересуется музыкой. Больше всего им нравится мелодии, темы которых повторяются через короткие интервалы. Явное предпочтение отдается простому, запоминающему ритму.

Для карапуза общение с взрослыми имеет очень большое значение. Они становятся его друзьями и коллегами, помогающими ему разобраться в этом непростом мире. Сверстники для малыша – это еще один предмет для исследования, который нужно потрогать, укусить, лизнуть. «Карапузик» с каждым днем умеет и знает все больше и больше скоро он станет настоящим «Почемучкой».

Какие игрушки интересны и нужны малышам в этом возрасте?

* Рамки-вкладыши простые. Пытаясь вставить вкладыш в рамку, ребенок развивает мелкую моторику. Пальчики и ручки малыша приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
* Первые простейшие шнуровки. Они направлены на развитие мелкой моторики рук и координации движений пальцев.
* Игрушки на колесах, которые можно толкать или тащить за собой, позволяют ребенку изучать движение. Ему интересно видеть, как предметы реагируют на его воздействие.
* Простые кубики с яркой раскраской, из которых можно построить великолепную башню. По тому, какие кубику может ребенок ставить одно на одного, можно определить степень психомоторного развития ребенка.
* Игрушки, которые разбирают на разные меньшие части. В этом возрасте ребенку больше интересно познакомится с вещами, чем игра с ними.
*Различные игрушки, воспроизводящие простые звуки. Для малыша, это интересное времяпровождение, которое сблизит его с музыкой.
*Пирамидки. Развивают координацию движений и мелкую моторику.
* Книжки-раскладушки – ребенку будет интересно не только рассматривать картинки, но и поиграть с самой книжечкой. Желательно покупать тканевые книги, ведь малыш обязательно захочет попробовать их на вкус.
Гармоничное и своевременное развитие ребенка – ключ к его увлекательному, счастливому настоящему, и успешному будущему.

От 1,5 лет до 3 лет

Пять тысяч – где? Семь тысяч – как? Сто тысяч – почему?

Возраст «Почемучек» уникален тем, что в этот период закладываются основы личности: формируется характер, самооценка, жизненные интересы, а также социальные навыки. Ребенок от 1,5 года до 3 лет - это маленькая копия поступков и эмоций родителей. Для гармоничного развития малыша очень важны: родительская любовь, дом, где царит уют и забота друг о друге, позитив окружающих.

Маленький «Почемучка» задает массу вопросов: Почему? Где? Когда? Зачем? Это говорит о новом этапе мыслительной деятельности и познания у ребенка. В этом возрасте движущей силой развития малыша является простое любопытство. Собирать нужную информацию ребенку помогает классическое «Почему?».

Дети до 3-х лет – маленькие педанты, они испытывают острую потребность соблюдать привычный для них порядок. Если ритм жизни нарушается, ребенок, как правило, громко выражает свое негодование. Часто родители называют своего малыша капризным и не понимают – чего же он хочет. Недовольство ребенка может заключаться в том, что мама переложила игрушки с его полки, или заставляет кушать в непривычное для него время.

Также, «Почемучки» очень переживают, когда родители один раз запрещают что-то делать, а потом разрешают. Взрослым нужно быть последовательными, контролировать порядок в быту и в отношениях. Сложившийся у ребенка к трем годам внутренний «образ порядка» будет залогом успешного развития и обучения.

Мне уже 1,5 года! Что мне интересно?

*Катать различные игрушки, открывать/закрывать коробочки, шкафчики, нанизывать кольца пирамидки на стержень. У меня еще не все получается, но я учусь.
*Изучать дом, в котором мы живем, предназначение вещей / игрушки. Я уже не плохо ориентируюсь в знакомом пространстве среди многообразия предметов.
*Мне стало легче находить общий язык с Вами, взрослыми. Я научился проявлять свои эмоции не только плачем, но и взглядом, жестами, криком. Уже выучил самые необходимые мне слова: «Мама» и «Папа». Постигаю волшебную силу «Дай» и «Нет». Теперь могу заполучить в свои ручки интересный мне предмет или выразить протест, когда меня одевают не в ту курточку.
*Интересны все окружающие предметы. Нет ничего занятнее, чем изучать их: ощупать, рассмотреть с разных сторон, сравнить с другими знакомыми вещами. Все игрушки я группирую по знакомым признакам – цвету, форме и величине.
*Занимательны книжки с животными! Я уже знаю, утенка - он крякает. А на улице встречаю собачку - она гавкает.
*Слушаю музыку с удовольствием. Знаю, что сейчас у нас играет быстрая музыка, но еще есть медленная. Быстрая музыка больше по душе – под нее мне нравится танцевать, приседать, кружиться, подпрыгивать, двигать ручками, хлопать.
*Подражаю любимым песенкам, а также прислушиваюсь к текстам. Большинство слов еще не понимаю, но это вопрос времени.
*Мамочка купила мне краски и мелки. Показала, как ими пользоваться. Любопытное занятие рисование! Цветочки и машинки как у мамы, пока не получаются – мне больше нравится авангард.
*Не люблю долго сидеть на одном месте, быстро надоедает. Лучше буду ходить, ползать, бегать. Мне нравится вместе с бабушкой подниматься по лестнице.

Что делать взрослым?

1. Обращайте внимание малыша на то, что предметы имеют конкретное назначение; показывайте, как ими пользоваться.
2. Расширяйте запас понимаемых ребенком слов и простых фраз, которые раскрывают простые и понятные бытовые ситуации, процессы, игровые действия.
3. Побуждайте использовать наряду с жестами и мимикой слова, которыми можно выразить желания. Учите рассказывать в нескольких словах о том, что видел.
4. Развивайте интерес, доверие, симпатию к близким взрослым и сверстникам.
5. Говорите ребенку о различных эмоциональные состояния (радость, печаль, гнев), их изменениях и учить выражать сочувствие (пожалеть, помочь).
6. Формируйте интерес к конструированию и приобщать к созданию простых форм (домик, башенка, ворота, стул, стол).
7. Знакомьте со свойствами и возможностями материалов (вода, камень).
8. Развивайте интерес и эмоциональное восприятие литературных произведений.
9. Побуждайте ребенка самостоятельно рассматривать детские книги, (яркие, с крупными иллюстрациями, моющиеся).
10. Обучайте простейшим способам рисования и лепки. Учить промывать кисть, аккуратно брать краску, наносить мазки; правильно держать карандаши.

Мне уже 2 года! Что мне интересно?

* Учится кушать ложкой кашу, вытираться полотенцем после ванны. Мне нравится использовать предметы по их назначению.
*Общаться с взрослыми, выполнять указания мамы - принести горшок, поставить чашку, подать мою любимую книжку. Люблю, когда со мной разговаривают, стараюсь отвечать на заданные мне вопросы.
*Дружить с другими «почемучками», весело играть с ними.
*Тарахтеть, как машина; пищать как сирена. Поскольку я знаю достаточное количество слов - пытаюсь комментировать свои действия.
*Играть с пирамидкой, самостоятельно называть на нее колечки: самый большой внизу, а самый маленький - вверху. Не люблю, когда мне мешают подсказками - я сам могу найти правильное решение.
*Строить дорожку или заборчик вокруг игрушечного домика для куклы. Использую для этого различные коробочки и игрушки.
* Читать с мамой сказки! А какие интересные рисунки в этих сказочных книгах! Пробую словами, жестами и движениями передать содержание произведений.
* Рисовать. Это уже не просто кляксы, у меня выходит кружочек или кубик. Могу нарисовать лопатку или дождик за окном.
* Танцевать, особенно с кем-то. Повторяю движения за мамой, стараюсь красиво двигать ручками, кружиться.
* Петь простые песенки, нравится, когда мне подпевает взрослый. Как и раньше мне очень нравится музыка.
* Делать вместе с папой утреннею зарядку. Вместе мы с приседаем, наклоняемся и прыгаем.
*Играть в прятки. Бежать и прятаться за дивном, чтобы мама не увидела– просто супер.

Что делать взрослым?

1. Поощряйте игру-эксперимент с различными подходящими для этого предметами.
2. Учите слушать и слышать взрослого - выполнить просьбу, прислушаться к совету; задавайте вопросы, давайте поручения.
3. Рассказывайте о том, что хорошо, а что плохо. Например, что можно - утешить обиженного. Нельзя - драться, отбирать игрушку, говорить плохие слова.
4. Формируйте элементарные способы общения: доброжелательно здороваться, вежливо выражать свою просьбу, благодарить.
5. Способствовать запоминанию и узнаванию предметов по наиболее характерным признакам. Обучайте малыша группировать однородные предметы по свойствам: величине, форме, цвету.
6. Развивайте практические навыки. Поддерживайте в поиске новых способов решения практических задач.
7. Обучайте малыша выполнять игровые действия, соответствующие тексту знакомых ему стишков, сказок.
8. Учите запоминать и узнавать литературных героев и отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций.

Мне уже 3 года!! Что мне нравится?

* Играть с теми предметами, которые используют родители. Люблю помогать маме на кухне.
* Выбирать самому одежду, в которой мы пойдем играть. Одеть ее без помощи взрослого. В ванной я сам хочу намыливаться - мне нравятся пенка, которая получается. Злюсь, когда взрослый мешает делать что-то самостоятельно. Я же знаю, что могу справиться сам.
* Пересыпать горошины, играть с пуговицами, матрешками, пазлами. Я различаю и могу назвать свойства предметов: величину, форму, цвета, фактуру, объем, соотносить детали к целому. Мне было особенно интересно узнать, что каждый предмет состоит из частей.
*Играть в игры, комментирую свои действия словами: я – шофер, еду на машине.
*Узнавать и называть фрукты/овощи, которые мне дает мама. Знаю, что картошка растет у бабушки на огороде. А еще в селе есть коровка – она дает молоко. Мне нравится помогать бабушке, кормить цыплят и кур.
*Учиться считать, я уже выучил циферки до пяти.
*Знакомиться с азбукой. Знаю, на какую букву начинается мое имя. Хотя некоторые звуки мне очень тяжело произнести– «щ», «г».
*Слушать любимые сказки, а также новые. Могу повторять выражения из знакомых мне произведений, люблю учить стишки с мамой. Любимые герои - Вини-Пух и Шрек.
*Играть на барабане или на пианино любимые мелодии. Правда, выходит не очень похоже, но думаю – это вопрос практики.
*Ходить по бревну на детской площадке или по дереву, которое лежит в лесу. Мама очень волнуется, когда это видит. Она же не знает, что я уже хорошо держу равновесие.
*Играть в мячик с папой, я научился кидать прямо в руки.
*Учусь крутить педальки на велосипеде. Это трехколесное чудо – подарок родителей.

Что делать взрослым?

1.Побуждайте ребенка к подвижным играм и активному досугу.
2.Поддерживайте стремление ребенка общаться, используя все доступные ему способы: мимику, жесты, речь. Просите малыша комментировать игровые действия, отношение к чему-то; вовлекайте в игры со звуковым подражанием.
3.Воспитывайте доброжелательность к сверстникам и их деятельности. Развивайте желание заниматься каким-либо делом (игрой, чтением, рисованием) вместе с другими детьми, побуждать к взаимодействию.
4.Поддерживайте уверенность ребенка в себе, своих силах, развивать потребность в самостоятельности.
5 Обучайте соотносить разнородные по форме, цвету и величине предметы. Вначале действовать на резком контрасте (огромный слон, маленький жук).
6.Развивайте бережное отношение ко всему живому, интерес и симпатию к животным, знакомить с добродушным и угрожающим поведением зверей.
7. Стимулируйте ребенка повторять отдельные слова и выражения из стихов/ сказок.
8.Закрепляйте интерес к разным видам изобразительной деятельности. Поддерживайте желание самостоятельно выбирать цвета красок, фон листа бумаги. Учите всматриваться в очертания форм, находить сходство с предметами, персонажами.
9.Разделяйте с ребенком радость при рассмотрении народных игрушек их изображений на картинках, в иллюстрациях.
10.Воспитывайте умение самостоятельно действовать; ориентируясь в пространстве, учите соотносить свои движения с окружающими предметами; согласовывать с движениями других детей и взрослых.

Взаимопонимание с малышом

Малыши от 1,5 – 3-х лет – активные «почемучки». Эта особенность зачастую усложняет общение родителей с детьми. У малышей еще недостаточно развиты моторика, речь, коммуникативные способности, однако их стойкое желание быть независимыми и самостоятельными может смутить даже самых преданных и любящих родителей. В этот период развитие малышей очень стремительное и быстрое, они вырастают почти моментально. И очень важно взрослым стать для малышей – другом, помощником, сотрудником.

Но как же понять друг друга? Попробуем посмотреть на все - глазами детей.

Только представьте себе, что ваш двухлетний малыш может четко и уверенно выражать свои желания, как вы думаете, какие просьбы он вам выразит?

1. Говори помедленнее. Четко выговаривай начало, середину и окончание слов – этим ты поможешь мне понять тебя и научиться общению в дальнейшем, а также я пойму как выражать мои слова и мысли.

2. Пожалуйста, смотри мне в глаза, когда мы разговариваем. Наклонись, если это необходимо. - Так мне легче заглянуть тебе в глаза и понять тебя. Тебе же достанется мое внимание целиком и полностью, что в дальнейшем поможет мне развить способности к концентрации внимания.

3. Говори со мной спокойно и мягко, даже если я совершил ошибку. - Нежность привлечет мое внимание и вызовет взаимопонимание гораздо быстрее, чем крик. Помни о том, что твоя эмоциональная энергия передается и мне.

4. Пожалуйста, не перебивай меня. – Иначе, я могу стать застенчивым или буду нечетко выговаривать звуки, и позже тебе придется вести меня к логопеду.

5. Пожалуйста, не вырывай вещи у меня из рук и не трогай мои игрушки и работы без спросу. - Уважай мое личное пространство и предоставляй мне право выбора, и возможно я скажу «Да» в ответ на твою просьбу.

6. Если я сконцентрирован на чем-либо, пожалуйста, подожди, пока я отвлекусь, перед тем, как ты вытрешь мне нос. А еще лучше – научи меня делать это самостоятельно. И всегда ставь коробки с салфетками в пределах моей досягаемости.

7. Убедись в том, что меня окружает среда, полностью подготовленная для исследования. Я делаю это пальцами, а иногда пробую «на зуб». – Запрет будет равносилен тому, что человеку завяжут глаза, в то время, как он наблюдает за прекрасным закатом.

8. Пожалуйста, ничего не говори, если я испачкался или уронил пищу себе на колени во время еды. Я вытрусь и уберу, если ты мне покажешь как. Я осваиваю новый навык. Природа ведь не создает бабочку, просто сложив вместе два крылышка. Позволь мне немного побыть мягкой неаккуратной гусеничкой.

9. Всегда обращай внимание на мое питание. Корми меня только натуральной и полезной пищей, которая принесет мне пользу. Это значит, что тебе придется вставать на 20 минут раньше для того, чтобы приготовить полноценный завтрак. Я с радостью встану вместе с тобой, и мы позавтракаем вместе.

10. Я хочу быть с тобой и мне это необходимо, так я чувствую твое внимание и любовь. Поставь в каждой комнате подходящую для меня мебель. Позволь мне шлифовать дерево вместе с Папой и чистить морковь с Мамой (если ты боишься, что я порежусь – затупи острую часть ножа)

Общение со своим малышом это всегда радость и удовольствие.

Чтобы ваше общение было взаимным и принесло, позитивный результат, взрослым важно:

* Требования, которые предъявляете ребенку, должны быть постоянными, неизменными и не зависеть от вашего настроения. Желательно, чтобы они были обоснованными и понятны для вашего малыша. Но нельзя требовать от ребенка того, что по возрасту он еще не в состоянии сделать.
* Требования к ребенку должны быть конкретными, касаться чего-то одного и выстраиваться в некоторую последовательность. После многократных повторений одних и тех же действий (например, подготовка ко сну: умыться, расстелить постель, раздеться, уложить аккуратно одежду и пр.) алгоритм деятельности становиться внутренней собственностью ребенка. Взрослому же достаточно будет сказать одну фразу: «Готовимся ко сну», для того, чтобы ребенок без дополнительных подсказок (он сам знает, что делать дальше!) мог действовать самостоятельно.
* Требования, которые предъявляются ребенку, должны соблюдаться взрослыми, потому что ребенок учится тому, что видит и слышит.