Методика коррекционной работы с применением технологии биологической обратной связи по программе "Статус"
Методика коррекционной работы
с применением технологии биологической обратной связи (БОС) по программе «Статус» (профилактика и коррекция опорно –двигательного аппарата у детей 5-6-7лет)
Инструктор по физической культуре
Глухова О.Б.
Методика коррекционной работы по технологии биологической обратной связи (далее БОС) основывается на положениях физиологии движений: анатомо – функциональной организации работы нервно – мышечного аппарата и электромиографии.
Основную регулирующую, контролирующую и координирующую роль в мышцах играет нервная система.
Нервный импульс и его распространение представляет собой биоэлектрический процесс, что и составляет электромиограмму, которая используется в качестве управляемого параметра при коррекционной работе методом БОС.
Методика проведения занятий БОС представляет собой совокупность практических приемов (сгибание, разгибание, приведение, отведение) применения средств, направленных на оптимальное и наиболее быстрое решение коррекционных задач. БОС использует методику физического воспитания, применительно к особенностям организма больного. Особенности частной методики БОС определяются целями и задачами коррекции, в соответствии с которыми осуществляется подбор средств, выбор оптимальной формы их применения, определение дозировки физической нагрузки.
Предметом коррекции методом БОС является анализ мышечной деятельности при активных движениях, различных положениях и позах тела ребенка.
Средства технологии БОС - это специально подобранные и организованные движения ребенка: гимнастические и дыхательные упражнения.
Гимнастические упражнения представляют собой искусственные сочетания естественных для человека движений, разделенных на составные элементы, при выполнении которых достигается избирательное воздействие на определенные мышцы и физиологически связанные с ними органы. На занятиях с применением метода БОС чаще всего применяются движения отдельных частей тела, выполняемые из определенных исходных положений, с заранее предусмотренным направлением, амплитудой, скоростью, степенью напряжения, расслабления или растягивания мышц.
Дыхательные упражнения - это упражнения с произвольным изменением характера и/или продолжительности фаз дыхательного цикла в сочетании с движениями туловища и конечностей (динамические дыхательные упражнения) или без них (статическиедыхательные упражнения).
Занятия проводятся строго по направлению врача – ортопеда или врача – педиатра.
I этап коррекции является подготовительным. В доступной форме ознакомление ребенка и/или его родителей с принципами БОС, акцентируя внимание на том, что приборы не оказывают никакого влияния на организм человека, а лишь регистрируют происходящие физиологические изменения.
Проведение пробного сеанса БОС, чтобы ребенок сам мог понять и почувствовать, что он должен делать. Обучение ребенка правильному выполнению упражнения по БОС по выбранному сигналу управления - главная цель подготовительного этапа. Продолжительность подготовительного этапа – 1 занятие.
II этап коррекции - основной. В этот период ребенок использует метод БОС для коррекции выбранной физиологической функции, например, для тренировки определенной группы мышц, до получения желаемого эффекта - развития необходимой мышечной силы, восстановления правильной осанки и т.д. Длительность основного этапа - 9-10 занятий.
Ш этап коррекции - заключительный. Задача этого этапа - добиваться воспроизведения полученного навыка управления физиологическими функциями собственного организма без использования приборов биологической обратной связи. Длительность -1 занятие.
Таким образом, общее количество сеансов, не менее 10. Продолжительность каждого отдельного сеанса при проведении индивидуальных занятий по технологии БОС составляет 10 мин.
Компьютерные программы комплекса «БОС - опорно-двигательный»
В 2012 году с апреля месяца в нашем дошкольным образовательном учреждении начал работу кабинет «БОС - опорно-двигательный», оснащенный аппаратно-программным комплексом для коррекции расстройств функциональных систем организма путем преобразования электрофизиологических сигналов в звуковые и зрительные сигналы обратной связи для детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата.
Компьютерная технология биологическая обратная связь получила широкое распространение в коррекции и профилактике двигательных нарушений благодаря возможности непрерывного контроля за функцией пораженных мышц и управления этой функцией через эмоционально значимые параметры: изменения светового, звукового сигналов, управление компьютерной игрой.
В настоящее время под биологической обратной связью понимается метод, при котором с помощью каналов искусственной обратной связи, акустической, визуальной или тактильной, предъявляется информация о текущем состоянии той или иной физиологической функции с целью обучения его сознательному контролю и управлению этими функциями. Данный метод является интенсивно развивающейся инновационной технологией в образовании.
Программный комплекс «БОС - опорно-двигательный» состоит из двух программ: «МИО» и «Cardio»,которые предназначены для индивидуальной коррекционной работы и программы «Учимся и Оздоравливаемся» с использованием мультимедийного оборудования для групповой работы с детьми, имеющими нарушения опорно –двигательного аппарата.
Компьютерная программа «МИО 2.2С» предназначена для коррекции и профилактики нарушения функций опорно-двигательного аппарата: плоскостопия, нарушения осанки, нарушения функций тазобедренного сустава, нарушения функций кисти и т. д. Программа реализуется методом биологической обратной связи по электромиограмме.
Метод биологической обратной связи по электромиограмме является оптимальным для решения следующих специальных задач:
Восстановление и тренировка мышечного чувства.
Повышение сократительной способности мышц.
Восстановление функций взаимосвязи и взаимодействия мышц.
Формирование двигательного навыка:
/манипуляционной функции кисти и стопы/
/правильной осанки/
Диагностика результатов занятий методом биологической обратной связи: проводится 2 раза: в начале занятий и в конце тренингов сеансом «Диагностика». Он обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей по показателям:
- максимальная амплитуда ЭМГ;
- средняя амплитуда ЭМГ;
- средняя интегральная активность: приложение «Отчет о сеансах диагностики». Данные результатов диагностики регистрируются в разделе «Результаты».
Шаблоны «Диагностика»
Шаблоны папки «Диагностика» предназначены для исследования изменений биоэлектрической активности мышечных групп при различных движениях и включают тренинг «Диагностика. Без сюжета». При применении этой методики на экране отображаются ЭМГ контролируемых мышц.
Шаблоны сеансов диагностики включают перечень контролируемых мышц и схему расположения электродов на поверхности тела ребенка.
Выбор движений, при которых оценивается биоэлектрической активности исследуемых мышц, осуществляется по определенной схеме.
Длительность сеансов диагностики не ограниченна и определяется пользователем во время сеанса в зависимости от задач и объема исследования.
Эффективность применения метода БОС
Об эффективности проведенного курса БОС - тренировок можно судить по результатам тестов на выносливость мышц, формированию навыка правильной осанки и стойкости его сохранения в дальнейшем, улучшению переносимости пациентом бытовых нагрузок.
Прирост времени тестов на выносливость мышц спины и брюшного пресса за период коррекции у детей, получающих сеансы БОС - тренировок, в 1,4 раза больше по сравнению с детьми, получающими стандартные курсы ЛФК. У детей, получающих сеансы БОС-тренировок по выработке навыка правильной осанки, за период лечения успевает сформироваться указанный навык. БОС - тренировки восстанавливают проприоцептивную чувствительность и, благодаря этому, ребенок способен в дальнейшем корректировать свою осанку.
Таким образом, при применении данной методики БОС в стандартные сроки занятий удается добиться более полноценной коррекции нарушений опорно – двигательного аппарата.
Эффективность применения метода БОС оценивается по трем основным показателям.
1. Клиническое улучшение состояния ребенка позволяет говорить о хороших результатах коррекции даже в том случае, если положительная динамика объективно выражена слабо.
2. Статистически значимые изменения регулируемой функции, например, статистически достоверное увеличение ЭМГ ослабленной мышцы.
3. Сохранение устойчивости сформированных навыков в течение длительного периода времени, умение применять полученные навыки в повседневных условиях, в том числе и с учетом психоконфликтных ситуаций.
Преимущества метода БОС:
1. Метод БОС не имеет абсолютных противопоказаний к применению.
2. Метод БОС физиологичен, т.к. опирается на активизацию и мобилизацию собственных резервов организма человека.
3. Метод БОС имеет четкую направленность при коррекции нарушений опорно – двигательного аппарата.
4. Метод БОС позволяет осуществлять дозирование и контроль нагрузок как при проведении каждого занятия, так и в ходе всего курса.
5. Метод БОС позволяет осуществлять объективно-диагностические мероприятия.
6. Метод БОС объективно требует индивидуально-психологического подхода к проведению каждого коррекционного занятия, что значительно повышает эффективность.
7. Метод БОС требует от ребенка активного участия в собственном развитии, что также повышает его эффективность.
8. Метод БОС сочетается со всеми видами проводимых медицинских и педагогических мероприятий, причем их совместное применение взаимно потенциирует друг друга.
9. Метод БОС не ограничивает применения каких-либо лечебных мероприятий в будущем.
10. Метод БОС безболезненен.
11.Метод БОС значительно повышает уровень физического развития.
12. Метод БОС способствует дальнейшему развитию его мышления, обеспечивает благодаря формированию основ теоретического мышления интеллектуальную подготовку к обучению в школе.
13. Благодаря таким преимуществам, как наглядность, повышенная роль сознательного управления, возможности дозировать и контролировать нагрузки как самим ребенком так и педагогом с помощью выбора пороговых уровней, активному участию ребенка в коррекционном процессе нарушений опорно – двигательного аппарата, метод биологической обратной связи значительно более эффективен.
Таким образом, использование технологии биологической обратной связи по компьютерным программам в педагогической практике является современным высокоэффективным способом развития ребенка как физически, так и умственно.