Размер шрифта:

A

A

A

Цветовая схема:

текст

текст

текст

Обычная версия

182200,
Псковская область,
г. Новосокольники,
ул. Матросова, д. 1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад г. Новосокольники»

8 (81144)-21-3-32 detsad7nsk@mail.ru

Применение метода биологической обратной связи по программе "Статус"

Применение метода биологической обратной связи

по программе «Статус».

Инструктор по физической культуре

Глухова О.Б.

Результаты профилактических осмотров детских садов в г. Новосокольники выявили, что значительное количество детей имеют неблагополучные показатели здоровья. Нарушение осанки и плоскостопия являются в последние годы частой причиной беспокойства родителей, педагогов и медиков. Ведущей причиной развития нарушения осанки и плоскостопия является снижение функционального состояния мышечной системы вследствие дефицита двигательной активности. Поэтому они часто возникают у ослабленных детей, при различных заболеваниях и повреждениях, ограничивающих физическую нагрузку. Эти нарушения в дальнейшем могут быть начальными в проявлении снижения двигательных возможностей и качества жизни. Кроме того, эти нарушения могут быть начальными проявлениями заболеваний и аномалий развития опорно-двигательного аппарата (сколиоз, юношеский кифоз).

В большинстве случаев нарушение осанки и плоскостопия являются функциональными и выявляются у практически здоровых детей. Предупреждение и ранняя коррекция этих нарушений создает условия для гармонического развития детей и профилактики ряда патологических состояний у взрослых.

С целью профилактики и коррекции нарушения осанки и плоскостопия детей в ДОУ «Детский сад №7 ОАО «РЖД» г. Новосокольники приобретена компьютерная система «Статус», разработанная специалистами научно-производственной фирмы «Амалтея» г. Санкт-Петербург, предназначенная для проведения занятий методом ФБУ-ЭМГ. В основе технологии ФБУ лежит принцип биологически обратной связи (БОС), что позволяет научиться управлять своим телом.

Функциональное биоуправление по электромиограмме (ФБУ-ЭМГ) - это обучение управлению функцией мышц с помощью электронных устройств, которые регистрируют биопотенциалы контролируемой мышцы, усиливают их и преобразуют в различные сигналы обратной связи (звуковые, световые, комбинированные). Занятия с использованием метода БОС осуществляются в форме увлекательной компьютерной игры. Благодаря этому, дети дошкольного возраста с удовольствием выполняют однообразные упражнения, что необходимо для тренирующего эффекта занятий.

Программа «Статус» включает несколько разных методик тренировки:

- снижение активности мышц (расслабление);

- повышение активности мышц (напряжение)

- развитие взаимодействия мышц

Метод БОС улучшает свою работу в сочетании с традиционными методиками оздоровления (плавание, физкультурный зал, ЛФК, витаминотерапия), значительно повышает эффективность лечения при ряде заболеваний опорно-двигательного аппарата, нервной системы, органов дыхания и зрения.

Прежде чем приступить к работе по данной методике, необходимо проконсультироваться с врачом- педиатром, т.к. имеются противопоказания к применению метода ФБУ-ЭМГ.

Необходимо УЧИТЫВАТЬ, что занятия данным методом требуют активного участия и достаточного устойчивого внимания ученика, понимания смысла тренировки. Очень ВАЖНО также понимать, если ребенок имеет 1 или 2 степень плоскостопия, то положительных результатов в работе быстро ожидать не придется. Должен быть комплексный подход к решению данной проблемы, а это: ЛФК, ношение ортопедических стелек и специальной обуви, ежедневная гимнастика с ребенком дома, массаж и плюс БОС. Только все это вместе приведет к положительным результатам. Так, к примеру, исходя из проделанной работы за 1 курс /10 сеансов/, 70% детей по результатам исследования получили «КА – без перемен», что подтверждает выше сказанное.

Имеются противопоказания к занятиям:

-возраст младше 4-х лет

-нарушение интеллектуального и психического развития

-психические расстройства

-нарушения поведения (гиперактивность, агрессивность)

-эпилепсия и судорожный синдром.

Кроме того, замечено, дети после перенесенных простудных заболеваний, хуже переносят тренировочные занятия.

Согласно методическому пособию категорически запрещено заниматься с детьми при заболеваниях кожи (так как в этих случаях нельзя установить электроды), с детьми имеющих инфекционные заболевания, а также острые и хронические.

А показания к применению метода ФБУ-ЭМГ являются:

-функциональные нарушения осанки

-заболевания позвоночника

-функциональная недостаточность стоп

-статическое плоскостопие и плоско – вальгусные стопы

Необходимо также учитывать, что методика сеансов ФБУ и длительность каждого этапа определяется особенностями ребенка (возраст, причины, характер физиологических нарушений и уровень физической подготовленности).

- С апреля 2012 г. начались пробные занятия /10 курсов/ «Профилактика и коррекция плоскостопия методом функционального биоуправления». По результатам плантограммы стопы от 05.09.2012 г. была отобрана группа детей в возрасте от 5 до 6.5 лет в составе 15 человек.

По разрешению родителей (письменное заявление), началась работа по заданной программе. Результаты детей пробного курса /см. Приложение №1/.

- Далее, по итогам пробного курса занятий на 2012/2013 уч.г. был составлен план работы с детьми в группах №7, 6, 5 с применение метода биологической обратной связи по программе «Статус».

1 КУРС ЗАНЯТИЙ (сентябрь-октябрь-ноябрь-декабрь)

2 КУРС ЗАНЯТИЙ (январь-февраль-март-апрель)

Работа по программе «Статус» разделилась на три этапа

1-Этап - подготовительный /3 занятия/.Определение особенностей осанки детей. Осмотр и оценка функционального состояния позвоночника.

-Объективные методы обследования состояния стоп /плантография, определение степени плоскостопия методом Чижина/.

2-Этап - основной. На основе полученных результатов /см. Приложение №2/, была отобрана группа детей в количестве 16 человек. Началась работа по профилактике и коррекции плоскостопия. Занятия проходили в режиме двух раз в неделю /10 курсов/.

СТРУКТУРА КУРСА:

- Первичное диагностическое ЭМГ исследование (1 занятие). Во время исследования проводится оценка изменений активности мышц голени при выполнении специальных упражнений, применяющих для развития сводов стопы. Уровень и симметричность биоэлектрической активности отражает степень сокращения контролируемых мышц голени слева и справа.

- Тренировка мышц задней поверхности голени (8 занятий). Основной этап курса предназначен для проведения силовой тренировки мышц голени (сгибателей стопы), определяющих формирование сводов стопы. Расположение электродов: внутренняя головка икроножной мышцы. Исходное положение для выполнения упражнений: сидя, ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах (90 градусов), стопы стоят на полу. Выбор упражнений и параметры тренировки выбирать строго исходя из особенностей деформации стопы. Специальные упражнения методом ФБУ-ЭМГ даны в методическом пособии СТАТУС «Профилактика и коррекция нарушений осанки и плоскостопия», март 2011 г. стр.56

3-Этап заключительный (1 занятие). Оценка эффективности курса занятий. ЭМГ исследование мышц задней поверхности голени (сгибателей стопы). Результаты динамики КА. Эффективность курса коррекции определяется на последнем занятии путем сопоставления результатов первичного и заключительно исследований. Для оценки эффективности курса вычисляется общая сумма балов первичного и заключительного диагностического исследования. Заключение о результате коррекционных занятий определяется величиной коэффициента эффективности (КА), который вычисляется путем деления суммы бальной оценки первичного диагностического исследования на сумму балов заключительного исследования.

Соответствие КА результатам коррекции:

-2,0 и более – «значительное улучшение»

-1,2-1,99- «улучшение»

-1,06-1,19 –«улучшение»

-0,95-1,05 – «без перемен»

Главной задачей профилактики и коррекции плоскостопия являются

повышение силы мышц задней поверхности голени, удерживающих своды стопы.

Особенность методики ФБУ-ЭМГ заключается в том, что данное оборудование обеспечивает контроль активности тренируемых мышц, точную дозировку, оценку успешности выполнения задания в течение всего занятия путем предъявления тренирующемуся человеку сигналов обратной связи.

ВЫВОД

Хочу поделиться своими наблюдениями в работе по программе «Статус» в течение 11 месяцев.

1. Могу с уверенностью сказать, что данная программа обеспечивает высокий интерес детей к тренировочным занятиям и определяет эффективность коррекционного курса.

2. Исходя из моего мнения, преимущество этого метода состоит в том, что занятия проводит не преподаватель физкультуры , а инструктор по ЛФК. Так как инструктор сам производит осмотры, выполняет плантограммы стоп, диагностирует детей, отслеживает динамику результатов и находится в непосредственном контакте с врачом-педиатром.

3. Этот метод дает видимые положительные результаты, в отличие от занятий ЛФК, где инструктор не видит, с каким успехом работает ребенок, да и у самого ребенка нет мотивации, длительно выполнять упражнение, вследствие чего наступает быстрое утомление и нежелание дальше заниматься. /Делаю вывод за 7 лет работы ЛФК/

4. По моим наблюдениям, нельзя заниматься с детьми без их на это желания. К примеру, сегодня ребенок без настроения, либо заигрался с ребятами и не хочет идти на занятия. Уговаривать ребенка нет смысла, так как успешность такой тренировки будет крайне низкой. Ребенок будет стремиться быстрее вернуться в то интересное событие, от которого его оторвали.

5. Результат работы будет низкий, если происходит большой разрыв от занятия к занятию (по причине болезни ребенка). Теряется навык, и поэтому необходимо начинать процесс обучения заново (учитывая, что занятия проводятся в режиме двух раз в неделю).

6. На каждый сеанс необходимо менять режим тренировки (музыку, слайды, видео и т.д.), хотя на это уходит много времени. Программы для девочек и мальчиков отличаются. Все это стимулирует ребенка на последующие занятия, на которые он бежит с радостью.

7. По методическому пособию рекомендуют режим работы 15 мин ( в режиме 3 мин.- работа, 1 мин. –отдых). Но, исходя из небольшого опыта моей работы, самый оптимальный режим работы 12 мин. ( в режиме 2 мин.- работа, 40 сек. –отдых). Так как большинство детей просят остановить режим и перейти к отдыху, не заканчивая работу полностью, так как быстро утомляются.

8. Практически все дети отдают предпочтение играм: «Паровозик», «Обезьянка», «Лабиринт». Меньше всего любят «Космос» (так как врезание летящих комет вызывает неприятный звук, и дети просят отключить звук). Также меньшее предпочтение отдают режимам «Мозаика» и «Квадратики». По мнению детей, это самое сложное задание. И неохотно соглашаются с его выполнением.

9. Работа под веселые детские песенки стимулирует детей на тренировку. (А в программе в основном закачена классическая - унылая музыка). Поэтому, необходимо потрудиться и закачать ту музыку, которая нравится детям.

10. Ощутила сложность в работе по коррекции нарушений осанки по данной программе. Сделала вывод, что детям 5-6 лет очень трудно понять и воспроизвести задание инструктора (расслабление и сокращение необходимых мышц спины). При снятии датчиков со спины и предплечий, дети жалуются на болевые ощущения. У девочек длинные волосы, что затрудняет работу с постановкой и снятием датчиков.

11. Возможно, для кого-то это важно! При обучении с данной программой нас не проконсультировали, и у меня в работе возникли сложности. Произошел сбой в программе. При любом режиме работы ребенка – успех всех заданий был 100%. Не понимала, что происходит, и в чем причина. Думала, что сломался аппарат. Но позвонив специалисту «Алматея» г. Санкт-Петербурга разобралась. Оказывается, аппарат очень восприимчив к «волнам». У меня компьютер был подключен через удлинитель, что явилось причиной сбоя программы!

12. Сделала вывод, почему же так много результатов при КА –«без перемен»? Разобравшись с результатами диагностики, плантограммы стопы, выявила, что это категория тех детей, которые имеют явные физиологические отклонения (плоскостопие 1-2 степень). А значит, от таких детей быстрого результата ждать не приходится. Необходимо увеличивать количество сеансов и работать комплексно совместно с врачами и родителями.

Анализируя результаты пробного курса 1 и 2, можно сказать следующее:

1. Результаты пробного курса намного превосходят результаты 1 курса. Объясняю: в пробный курс была отобрана группа детей по желанию, в основном, это категория здоровых детей, не имеющих физиологических отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата. А поэтому и результаты КА намного выше результатов 1 курса.

2. Для работы 1 курса, как и было описано выше, отобрана группа детей после результатов диагностики, которая выявила значительные и незначительные деформацию стопы, /уплощение, плоская и плосковальгусная деформация, плоскостопие 1 и 2 степени./ Поэтому и результаты работы показывают, что10 детей из 16 получили КА – «Без перемен». 10 сеансов -это самое минимальное количество для этой группы детей. /см. пункт 12. Выводы/

3. 2 курс к отчету успели полностью закончить только 4 человека, остальным необходимо пройти 5-6 сеансов.