Размер шрифта:

A

A

A

Цветовая схема:

текст

текст

текст

Обычная версия

182200,
Псковская область,
г. Новосокольники,
ул. Матросова, д. 1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад г. Новосокольники»

8 (81144)-21-3-32 detsad7nsk@mail.ru

Конспект НОД "Не имя красит человека, а человек - имя"

                   Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
                                                                       «Не имя красит человека, а человек – имя»
                                                                         Модуль – Я и мой дом. Блок – Я человек.
Трощенкова Светлана Васильевна,
         Цель:
1.    Дать сведения о происхождении имен, об их смысловой значимости.
2.    Способствовать проявлению форм дружеского обращения друг к другу.
3.    Подвести детей к правильному пониманию пословицы: «Не имя красит человека, а человек – имя».
Планируемые результаты:
Дети понимают, что каждый ребенок со дня своего рождения имеет право на собственное имя, знает значение своего имени, анализирует поступки литературных героев с позиций общих нравственных категорий.
Материал:
- Книга Л. Малевина «Тайна имени и судьбы»
- Фотографии новорожденных детей.
- Произведение А. Барто «Вовка – добрая душа»
- Слайды на тему «Хорошо – плохо»
Ход:
Воспитатель держит на руках куклу – младенца. «Младенец» плачет.
Воспитатель: Ребята, вы не знаете, как можно успокоить малыша? (покачать, спеть колыбельную песенку, погладить по головке, ласково, называя…). Этого малыша зовут Володя. Давайте положим его в коляску, успокоим и продолжим наш разговор. (Под колыбельную песенку «младенец» засыпает).
Воспитатель показывает фотографии новорожденных детей
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, пожалуйста, эти малыши чем-нибудь отличаются друг от друга? (Дети рассматривают фотографии, сравнивают детишек, высказывают свое мнение) Мне кажется, что новорожденные очень похожи друг на друга. Но, несмотря на то, что они только что появились на свет, у каждого из них есть свое имя (называет малышей по именам).
- А как вы думаете, зачем люди придумали имена? (Размышления детей) Как только ребенок появляется на свет, родители выбирают ему имя. Нередко в увлекательный процесс выбора имени включаются бабушки, дедушки. А вы знаете, кто выбирал для вас имена? Почему вас так назвали? (Ответы детей).
В давние времена детей называли по святцам – ребенку давали имя того святого, в день которого он рожден. К лику святых причисляли людей, совершивших славные поступки, за которые все их благодарят и помнят о них. (Воспитатель показывает икону Святого Николая, рассказывает о его любви к людям, о его добрых делах и чудесных поступках).
Часто ребенка называют именем какого-либо человека, оставившего глубокий след в жизни родителей. Это может быть кто-то из старших родственников, друзей или известных людей (приводит пример). А бывает, что малышей называют в честь героев книг, кинофильмов, мультфильмов. (Дети вспоминают имена из знакомых фильмов, сказок, мультфильмов и «примеряют их на себя).
Одно и то же имя может звучать по-разному. Например, как Сашу можно назвать по - другому? (Ответы детей)
Каждого из нас можно назвать ласково и нежно.
(Проводится игра «Назови ласково друга»)
Приятно, не правда ли, когда к вам обращаются ласково, вежливо? Как гласит пословица: «Ласковое слово и кошке приятно». А какие еще пословицы вы знаете про имена?
Выбор имени – это очень важное и волнительное занятие для родителей. Считается, что имя накладывает свой отпечаток на характер и судьбу.
Родители – это люди, которые вас очень любят и желают вам счастья в жизни. Называя своего ребенка каким-либо именем, папа и мама верят, что это принесет ему успех, поможет сделать его счастливым, удачливым.
Каждое имя имеет свое значение. Хотите, я вам расскажу, что означает имя нашего малыша, который так сладко спит в кроватке? Владимир – это имя, которое состоит из двух корней: «влад» (владеть) и «мир», то есть «владеющий миром». Владимир должен стараться сохранить свое доброе имя и соответствовать ему.
«Не замарай свое имя», - говорит отец сыну.
- Что это значит? (Высказывания детей).
А этого мальчика тоже зовут Володя. (Просмотр слайдов: «Володя дергает девочку за косичку», «замахивается на собаку», «топчет цветы на клумбе», «отнимает игрушку у ребенка» и тд.) Обсуждаем поведение мальчика, оцениваем его поступки.
Физкульт-минутка.
Дети встали в круг, взялись за руки.
В группе «5» живем мы дружно! (идут по кругу)
А недружно нам не нужно!
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Не нужны нам драчуны! (останавливаются, показывают движения боксера)
Плаксы тоже не нужны! (плачут)
Наш девиз – всех уважать! (руки вперед)
Никого не обижать! (движение указательным пальцем)
Вот какой у нас отряд
Замечательных ребят! (прыжки с хлопками)
(Дети садятся на места)
А сейчас я познакомлю вас с еще одним мальчиком Володей, в рассказе его называют Вовкой. (Воспитатель читает отрывок из произведения А. Барто «Вовка – добрая душа». Краткая беседа по содержанию).
-  Расскажите, какие поступки совершил Вовка? (ответы детей)
-  Почему его называют «доброй душой»?
-  Как окружающие относились к Вовке?
-  А вы знаете людей, которых можно назвать «добрая душа»?
Воспитатель подводит итог занятия.
Воспитатель: Имя может быть любым. Главное, чтобы человек был хорошим. Как гласит пословица: «Не имя красит человека, а человек – имя». Я надеюсь, вы вырастите хорошими людьми. Ведь только о хорошем человеке говорят: «У него доброе имя». Возможно, вы станете известными учителями, музыкантами, железнодорожниками, и ваши родители будут вами гордиться.
(Показываю книгу «Тайна имени и судьбы»)
Эта книга может рассказать, что означает имя человека. Хотите узнать тайну своего имени?
(Желающих воспитатель знакомит с этимологией имени и характеристикой личности).