Размер шрифта:

A

A

A

Цветовая схема:

текст

текст

текст

Обычная версия

182200,
Псковская область,
г. Новосокольники,
ул. Матросова, д. 1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад г. Новосокольники»

8 (81144)-21-3-32 detsad7nsk@mail.ru

Конспект НОД "Новосокольники - моя малая Родина"

               Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
                                                                       «Новосокольники – моя малая Родина»

                                                                              Трощенкова Светлана Васильевна,
Цель:
Закрепить знания о родном городе как о частице нашей Родины.
Воспитывать любовь к малой Родине.
Развивать  интерес и стремление изучать историю своего города.
Формировать сознание причастности к судьбе Родины.
Закрепить и обобщить знания детей о символе города – гербе, о достопримечательностях родного города.
Воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Предварительная работа: экскурсия по городу, в краеведческий музей; рассматривание иллюстраций; тематическое рисование; рассматривание открыток с видами родного города; фотовыставка «Наша железная дорога»; выставка рисунков «Наш город»; беседы о городе, его особенностях.
Материал:
Видеофильм о Новосокольниках.
Иллюстрации герба города.
Книга «Новосокольники – земля, опаленная войной» (Ю.Н. Алексеев).
Материал для игры и творческой деятельности: дорожные знаки, трафареты в форме герба, картинки, фломастеры.
Ребенок:
У каждого листочка,
У каждого ручья
Есть главное на свете –
Есть родина своя.
Для ивушки плакучей
Нет реченьки милей,
Для беленькой березки
Опушки нет родней.
Есть ветки у листочка,
Овражек у ручья…
У каждого на свете
Есть родина своя.
А там, где мы родились,
Где радостно живем,
Края свои родные
Мы родиной зовем. (Е. Карасев)

Воспитатель: А где родились вы? (В Новосокольниках). Значит, город Новосокольники – ваша Родина. Сейчас Новосокольники – городок с населением около 10000 человек. Это крупный железнодорожный узел. Вам трудно представить, что когда-то на месте, где сейчас расположены Новосокольники, стояло непроходимое болото, шумел вековой  лес.
На перепутье двух дорог,
Где поезда встречаться стали,
Родился тихий городок,
Новосокольники назвали! ( Н. Крылов)
А вы знаете, что это? (Показывает изображение герба города). Что на нем изображено? (В голубом небе серебристый летящий сокол над зеленой оконечностью, окаймленной черным и серебряным узким поясом).
Где можно увидеть герб города? (Воспитатель дополняет и уточняет ответы детей).
Новосокольники появились как железнодорожная станция, по которой было открыто движение поездов. Эта особенность воспроизведена в гербе черно-белым поясом, что созвучно изображению дорог на картах и схемах. Само название станции, а с 1925 года - отражено летящим соколом. (Название связано с соколами, которых доставляли в прошлом из наших мест Великим князьям московским). Зеленый цвет указывает на развитую в районе сельскохозяйственную деятельность. Серебро символизирует чистоту, благородство, мир, взаимосотрудничество. Зеленый цвет символизирует природу, надежду, весну и здоровье. Черный – благоразумие, мудрость, скромность, честность. (Воспитатель показывает книгу «Новосокольники – земля, опаленная войной») В этой книге под названием «Новосокольники – земля, опаленная войной» рассказывается о том, как появился наш город, как развивался, как переживал тяжелые военные годы, и как выглядят современные Новосокольники. (Рассматривание иллюстраций). А чтобы вы еще больше узнали о Новосокольниках, я предлагаю посмотреть фильм о нашем любимом городе.
Там, где пересекаются железнодорожные магистрали, ведущие от Санкт-Петербурга к югу, от Москвы к западу, стоит маленький, неприметный с виду городок Новосокольники. (дети смотрят видеосюжет о Новосокольниках).
Ребята, какие места вы узнали? Нравится вам наш город? Какой он? (красивый, зеленый, любимый, тихий, нарядный…)
Назовите достопримечательности города. (Памятник Герою Советского Союза Алии Молдагуловой на берегу реки Малый Удрай; памятник погибшим железнодорожникам; мемориал: Аллея Славы, Вечный огонь, Мемориальная стена, Звонница, паровоз на Вечной стоянке, клуб железнодорожников им. Воровского, краеведческий музей, храм Святителя Николая Чудотворца, танк Т-34.)
            -  Почему Новосокольники называют городом железнодорожников? (ответы детей)
-  Давайте совершим «прогулку по городу». (Физкульт-минутка.):
Мы по городу идем (маршируют)
Звонко песню мы поем (покачивания головой вправо-влево, напевая ля-ля-ля)
Мы по улице шагаем (маршируют)
За транспортом наблюдаем (повороты туловища вправо-влево)
Здесь подпрыгнем высоко (прыжок на месте)
Дом уже недалеко!
Если любишь свой город, гордишься им, надо знать его историю. Новосокольники – один из самых молодых городов нашей древней Псковской земли. Нынешние Новосокольники не похожи на довоенный город. Каким же он был? Город занимал гораздо меньше места, чем сейчас. Ведь его можно было обойти в полчаса, побыв практически везде. (Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов о довоенном городе).
Ребята, что нового вы узнали о Новосокольниках? (Воспитатель вызывает детей на диалог. Дети делятся впечатлениями об увиденном, сравнивают нынешние Новосокольники с довоенным городом).
В настоящее время в городе появилось много новых домов, много машин. Передвигаясь по городу, нужно хорошо знать правила дорожного движения. (Воспитатель предлагает поиграть в игру «Правила дорожного движения». У воспитателя кукла Незнайка, дети становятся в круг (в центре круга дорожные знаки) и идут по кругу со словами:
Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Азбукой улиц, проспектов, дорог.
Город дает нам все время урок.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
(По окончании слов дети останавливаются и берут знак. Воспитатель от имени Незнайки обращается к детям с просьбой рассказать, что означает его дорожный знак. Игра повторяется несколько раз).
Воспитатель: Ребята, посмотрите последние кадры фильма. Вот так выглядел городок после войны. Он был почти полностью разрушен. Его пришлось отстраивать заново, «с чистого листа». Вы хотите узнать, как наши новосокольничане героически сражались в годы войны с немцами за родной город, как он в дальнейшем рос и развивался? Тогда я открою вам секрет: заведующая краеведческим музеем Татьяна Дмитриевна Ермолова приглашает нас в музей, чтобы продолжить знакомство с историей родного города. Татьяна Дмитриевна всегда нас радушно встречает. Может быть, и мы сделаем для нее что-нибудь приятное? (Ответы – предложения детей).
Принимаем решение с помощью трафаретов изготовить герб г. Новосокольники в будущем.
Дети работают с трафаретами. В ходе рисования спрашиваю у каждого ребенка, почему у герба та или иная форма, что означают символы, цвет.
По окончанию работы дети поясняют, что они изобразили, каким они представляют свой город Новосокольники в будущем.