Размер шрифта:

A

A

A

Цветовая схема:

текст

текст

текст

Обычная версия

182200,
Псковская область,
г. Новосокольники,
ул. Матросова, д. 1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад г. Новосокольники»

8 (81144)-21-3-32 detsad7nsk@mail.ru

Развитие толерантных отношений у детей старшего возраста с фонетико - фонематическими нарушениями речи

                        Развитие толерантных отношений у детей с фонетико –фонематическими нарушениями речи.
Воспитатель Дукмас Л.И.

В последнее время все большее распространение в детской, особенно в подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, поэтому актуальным стал вопрос толерантности для создания мира без зла и жестокости, где человеческая жизнь и принципы гуманизма – наивысшие ценности.
Без толерантности, терпения невозможно построить эффективное взаимодействие как на межместностном, так и на более глобальных уровнях – социальном и международном. Воспитание толерантности у детей является необходимым условием формирования полноценной личности.
Отношение к окружающим начинает формироваться примерно с 4 лет. Оно основано на чувствах, которые дети успели постичь и освоить, на их собственных представлениях о других. Но уже становится возможным появление опасения, передразнивания, осмеяния, которые базируются на ограниченности жизненного опыта, детской непосредственности и бестактности, корни свойственны всем детям на ранних этапах развития. Таким образом, толерантность – проблема педагогическая, а чтобы не упустить момент формирования мировоззрения, принципов и ценностей в жизни, воспитание толерантности нужно начинать еще у дошкольников.
Я работаю в группе детей, у которых различные проблемы с речью. Таких детей немало в дошкольном возрасте. И они более уязвимы.
Работа по формированию толерантного поведения детей заключается в следующем:
1.    Формирование представления ребенка о себе как уникальной, неповторимой личности;
2.    Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделение сходства и различий;
3.    Сообщение знаний об окружающем мире;
4.    Воспитание активной жизненной позиции на основе:
- Осознание ребенком своих потребностей (физических, духовных), выработки умения удовлетворять их – не в ущерб другим;
- Осознание своих возможностей, формирования умения поступать в соответствии с ними, стремления к их развитию;
- Осознание своих достоинств и недостатков, проявление критичности;
- Осознание своих прав и обязанностей перед собой и другими людьми
- Формирование умений отстаивать свои права и считаться с правами других, проявлять терпимость, уважение традиций и культуры других;
- Определение вместе с детьми правил и норм человеческого общежития (знакомство с понятиями «правила», «закон», «норма», «требования», «традиция»);
- Развитие умения давать оценку своим поступкам и поступкам других, умение делать свой выбор и принимать решения, прислушиваться к  мнению других, мирно, без конфликтов решать возникающие проблемы;
- Углубление понятия значимости и ценности жизни каждого человека;
- Интересы к жизни других людей.
Формирование толерантности у детей необходимо для того, чтобы они учились выстраивать адекватные взаимоотношения с окружающими, независимо от национальности, вероисповедания, политических убеждений, взглядов на жизнь. Для реакции этой цепи необходима последовательность соблюдения принципов формирования толерантного отношения у дошкольников, которому мы следовали в детском саду, которому должны следовать в семье, его ближайшем окружении.
1.Целенаправленность
Необходимо осознание своей цели педагогом, а также совпадение его мотивации с мотивацией ребенка. Мы объясняем детям, для чего ему это нужно формировать терпимое отношение к окружающим, и что это даст ему сейчас и в будущем.
2.Учет индивидуальных особенностей.
Важно учитывать, в каких условиях растет  и развивается малыш. Исходя из этого, делать акцент на тех или иных нюансах. Немаловажны и половые различия, так, например, мальчики более склонны проявлять физическую агрессию, чем девочки, которые более чувствительны и подвержены влиянию извне.
3.Культуросообразность
Воспитание толерантности непосредственно связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа.
4.Связь толерантности с жизнью
Развитие толерантности у детей должно постоянно сопровождаться как общеравными примерами, так и примерами из жизни самого ребенка.
5.Уважительное отношение к личности
Независимо от условий и целей воспитания, оно должно базироваться на уважении к самому ребенку, его личности, мнению, жизненных позициях.
6.Опора на положительность
Воспитывая в ребенке толерантность, следует опираться на уже имеющийся положительный опыт социального взаимодействия, пусть и небольшой, а также активно поддерживать и развивать те качества, которые этому способствуют.
Для воспитания толерантного поведения нами использовались различные методы и формы работ с детьми:
1.     Сказкотерапия – где используется психологическая, развивающая работа. Сказку может рассказать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчики - группа детей.
2.     Игротерапия – занятия организуем незаметно для ребенка, включаясь непосредственно в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Используем игры и игровые упражнения, направленные на:
- Развитие чувства близости с другими детьми: «ласковое имя», «комплименты».
- Развитие умений, направленных на распознание чувств других людей: «море волнуется».
- Осознание своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному?».
- Развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга?».
- Появление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», обсуждаем и проигрываем ситуации, направленные на применения навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.
3.    - Психогимнастика  – включает в себя игры на снятие напряжения, развития эмоционально-личностной сдержанности.
Используем этюды и упражнения, направленные на:
- воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «подарок»
-воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «спиной друг к другу»
4.    - Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка: «автопортрет».
5.    Используем художественное слово: стихотворения, пословицы и поговорки, рассказы зарубежных авторов и сказки народов мира.
6.    Используем наглядные пособия: сюжетные картинки, фотографии, иллюстрации к сказкам, рисунки.
7.    Слушаем лирику, детские песни разных народов.
8.    Организуем детские праздники, являющиеся богатейшим материалом для воспитания добра.
Таким образом, все эти игры, занятия, праздники позволили нам активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу, способствовали воспитанию толерантности и уважения к людям других национальностей и рас.
Всю работу по воспитанию у детей толерантности мы проводим в тесном сотрудничестве с родителями. Для этого использовали разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями, папки-передвижки с рекомендациями для родителей, например:
1.    Дайте вашему ребенку понять, что вы его принимаете таким, какой он есть, старайтесь употреблять выражения: «ты самый любимый», «я тебя люблю любого».
2.    Стремитесь создать у вашего ребенка высокую самооценку, подкрепляя это словами: «я радуюсь твоим успехам», «ты очень много можешь».
3.    Прежде чем начать общаться с вашим ребенком, постарайтесь занять такое положение, чтобы видеть его глаза.
4.    В общении с детьми помните, что ребенок имеет право голоса в решении какой-либо проблемы. Поэтому старайтесь советоваться с ним, а не принимать решение только самим.
5.    Не допускайте, чтобы ваш ребенок находился один со своими переживаниями. Найдите время и обратитесь к нему: «Я вижу, что-то тебя беспокоит», «я вижу, что тебя кто-то огорчил».
6.    Старайтесь адекватно реагировать на поступки детей:
- постарайтесь понять ребенка и выяснить, что же явилось побудительным мотивом для его действий, попытайтесь вникнуть в его переживания;
- оценивайте не личность ребенка, а действие,  которое он совершил. Например, ребенок разбил чашку и тут же можно услышать «Ах, ты негодяй, опять чашку разбил!» Наиболее уместным было бы такое выражение: «Сынок, ты разбил чашку. Ты не порезался? Принеси мне, пожалуйста, веник и совок и мы вместе уберем осколки». А что бы это не повторилось, этот инцидент можно использовать как обучение, сказав ребенку: «Я думаю, чашка разбилась потому, что ты ее неправильно держал». Дайте почувствовать ребенку, что независимо от поступка, вы к нему относитесь положительно …