Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии в подготовительной к школе группе
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии в подготовительной к школе группе.
Воспитатель: Трощенкова
Марина Владимировна
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель: систематизация и обобщение ранее приобретенных знаний.
Задачи:
продолжать знакомить детей со свойствами воздуха и способами его обнаружения, со свойствами воды;
дать детям представление о воздухе как о газообразном веществе;
развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
расширять знания о воздухе и воде;
развивать умение правильно оценивать результат своей работы и работы других детей;
воспитывать бережное отношение к окружающей среде и к своему здоровью.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке; беседы о воде и воздухе; рассматривание иллюстраций; заучивание стихов, песен; исследовательская деятельность; организационная деятельность в области «Познание»; игры, презентация иллюстраций, консультация для родителей.
Материалы и оборудование: стаканы с водой, кисти, краски, трубочки, камни для каждого ребенка, пакеты для детей, листы бумаги.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: «Ребята, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу и гостям. Поднимите руки вверх, как лучи теплого, ласкового солнца. Почувствуйте тепло своих ладошек и передайте его друг другу».
Воспитатель обращает внимание детей на разложенные на столе приборы.
Воспитатель: «Ребята, а давайте займемся с вами исследованиями. Представим, что мы находимся в лаборатории. Что такое лаборатория, знаете ли вы? (ответы детей) А вот что мы будем исследовать, вы узнаете из загадок:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем».
Дети: «Воздух».
Воспитатель: «Тогда еще одна загадка».
В морях и реках обитает,
Но часто по морю летает.
А как наскучит ей летать
На землю падает опять.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает.
В дом туманом к нам ползет.
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Растворяет сахар в чае,
Мы ее не замечаем.
Дети: «Вода».
Воспитатель: «Вот сегодня мы и поговорим о воздухе и воде. Дети, вы знаете, что нас окружает воздух. Он есть повсюду, но мы его не видим. Как же убедиться, что он действительно есть? Посмотрите на полоски, подвешенные к потолку (от сквозняка они начнут шевелиться). Что с ними происходит?»
Дети: «Они качаются или шевелятся».
Воспитатель: «Вот мы и увидели тебя, невидимка! А можно ли поймать этого невидимого хитреца? Оказывается, да! Возьмите обычный полиэтиленовый пакетик, закройте его. Воздух, ничего не подозревая, забирается внутрь. Тут-то мы быстренько закрутим края пакета. Вот как раздулся пакет. Сразу видно, там что-то есть. Попался, невидимка. Ну что, отпустим его?»
Дети: «Отпустим».
Воспитатель: «Попробуем задержать дыхание. Сколько мы выдержим? Не больше нескольких секунд: сразу стало как-то неприятно. Оказывается, воздух – наш лучший друг, и мы им дышим. Чтобы убедиться, что внутри нас есть воздух, возьмите соломинку для коктейлей и подуйте через нее на свои ладошки. Что-то почувствовали?»
Дети: «Как будто дует ветерок».
Воспитатель: «А теперь один коней трубочки опустите в стаканчики с водой, подуйте. Видите: появляются пузырики – это и есть воздух. Но воздух нужен не только людям, но и животным».
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы идем гулять.(дети шагают на месте)
Мы в окошко поглядели (повороты головы вправо-влево)
Мы на солнце посмотрели
И панамочки надели.(поднять руки вверх и положить кисти рук на головы)
Зашагаем по дорожке:
Влево ножка, вправо ножка.(шагают на месте)
Носом вдох и выдох ртом,
Воздух нам помощник в том.
Воспитатель: «Дети, возьмите в ручки по камню, сожмите его. Какой он на ощупь?»
Дети: «Твердый».
Воспитатель: «Какие твердые предметы вы знаете?»
Дети: «Дерево, железо».
Воспитатель: «А можно ли в руки взять воздух и сжать его?»
Дети: «Нет».
Воспитатель: «Значит, можно сделать вывод, что воздух не твердый. Итак, что мы с вами выяснили про воздух?»
Дети: «Воздух нельзя сжать, воздух не твердое тело, воздух не жидкость, его не льют».
Воспитатель: «Ребята, воздух – это газ. Он невидимый, прозрачный, бесцветный и не имеет запаха. Без дыхания нет жизни. Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем дышит человек – каким воздухом. Как вы думаете, воздух, которым мы дышим в городе, отличается от воздуха в лесу?»
Дети: «Да, воздух отличается. В городе воздух загрязнен, а в лесу чистый».
Воспитатель: «А почему в лесу воздух чистый?»
Дети: «Потому что деревья очищают воздух. Зеленые листья всасывают пыль и грязь из воздуха».
Воспитатель: «Можно сделать вывод, что чем больше растений вокруг нас, тем чище воздух и полезен для человека и его здоровья, поэтому необходимо беречь окружающие нас растения, деревья, и чаще гулять на свежем воздухе».
Педагог показывает детям мяч.
Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, что внутри у мяча?»
Дети: «Воздух».
Воспитатель: «Правильно, и сейчас мы с этим воздухом поиграем. Я поочередно буду кидать мяч, а вы ловить и называть свойства воздуха с помощью моих вопросов»
Вопросы:
1. Что такое воздух? – газ.
2. Воздух какой? – прозрачный, не льется, его нельзя сжать.
3. Где находится воздух? – везде.
4. Чем мы дышим? – воздухом.
5. Что загрязняет воздух? – пыль, машины.
6. Можно ли жить без воздуха? – нет.
7. Что очищает воздух? – растения, деревья.
Воспитатель: «Вот видите, сколько интересного мы узнали о воздухе! Вот посмотрите на мой рисунок, это я так играла с ветерком, и вот что получилось(показывает рисунок). Что вы видите на рисунке? (ответы детей).Верно, мои кляксочки похожи на траву или веточки, на которые дует ветерок. Сейчас мы с вами научимся при помощи воздуха, красок и трубочек рисовать чудесные картины. Смотрите на меня, а затем мы выполним работу вместе (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны). Ну вот и у вас получились красивые картины»
Физкультминутка «Дождь»
Капля – раз, капля – два, очень медленно сперва,
(хлопки руками на каждое слово)
А потом – потом – потом всё бегом – бегом – бегом
(бегут по кругу)
Стали капли поспевать, капля каплю догонять
(хлопки на каждое слово)
Кап – кап – кап, кап – кап – кап,
(свободные движения пальцами по телу)
Зонтики скорей откроем, от дождя себя укроем
(соединить руки над головой).
Воспитатель: «Возьмите стаканы с водой и рассмотрите воду. Что вы можете сказать о воде? (ответы детей) Давайте мы сейчас расскажем всем – что же такое вода?»
Дети: «Вода – это жидкость»
Воспитатель: «Что можно делать с водой?»
Дети: «Воду можно наливать, переливать».
Воспитатель: «Во что может превращаться вода?»
Дети: «Вода может превращаться в лед, пар».
Воспитатель: «А когда вода превращается в лед?»
Дети: «В лед превращается зимой».
Воспитатель: «А когда вода превращается в пар?»
Дети: «Вода превращается в пар летом в жаркую погоду».
Воспитатель: «Вода может изменить свой цвет?»
Дети: «Может, если в нее добавить краски».
Воспитатель: «Дети, давайте покрасим воду в тот цвет, который вам нравится (Дети добавляют краски в воду) Вот видите, какая красивая вода получилась у каждого. А есть ли вкус у воды?»
Дети: «Вода безвкусная».
Воспитатель: «А если я добавлю сахар? Какая вода станет?»
Дети: «Вода станет сладкой».
Воспитатель: «А если добавлю соль?»
Дети: «Соленая».
Воспитатель: «Если добавлю лимон?»
Дети: «Вода станет кислой».
Воспитатель: «Делаем вывод: вода – это жидкость, без цвета и вкуса, может замерзать и испаряться. Получается, что вода бывает разной, она умеет превращаться. А давайте мы попробуем ее нарисовать. Это может быть и река, и сосульки, и снег, пар, роса, туман, дождь. Конечно, одному человеку нарисовать портрет воды сложно, а вот все вместе это мы сможем сделать, каждый выберет себе один вариант для рисования воды. И вот тогда мы сразу увидим, какой бывает вода. (Дети рисуют портрет воды)».
Итог.
Воспитатель: «Спасибо, ребята, мне понравилось, как вы сегодня потрудились. Занятие окончено».