Проект познавательно - исследовательской деятельности (экспериментирование) подготовительная к школе группа для детей с нарушением речи
Проект познавательно - исследовательской деятельности (экспериментирование)
подготовительная к школе группа
для детей с нарушением речи
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Длительность: 6 месяцев (сентябрь-февраль).
Участники проекта:
Воспитатель подготовительной группы №7 Трощенкова М.В.
Родители.
Дети подготовительного к школе возраста.
Образовательная область:
Познание.
Мир природы.
Безопасность.
Проблемы:
Что такое воздух и вода?
Какими свойствами они обладают?
Гипотезы:
«Воздух невидим потому, что его нет».
«Мы не можем потрогать воздух, потому что он не предмет».
«Вода: прозрачная, без цвета и запаха. Превращается в лед, пар».
Цель: с помощью экспериментов (опытов) выявить уровень сформированности представлений о воздухе и воде у детей подготовительного к школе возраста.
Задачи:
1. Обучать детей исследовательской деятельности, развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.
2. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
3. Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами, принимать и ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
4. Расширять представления о значимости воздуха и воды в жизни человека. Развивать экологическое сознание.
Планируемые результаты:
После завершения проекта дошкольники смогут:
Проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (или совместно с взрослыми);
Осуществлять поиск информации (самостоятельно или с взрослыми);
Собирать, обобщать и оценивать факты, формировать и представлять собственную точку зрения;
Проявлять элементарные навыки рационального природопользования.
Краткое содержание проекта.
Предполагаемый проект проводится в рамках экологического воспитания детей подготовительного к школе возраста. Программа «Детство», образовательные области «Познание», «Здоровье», «Коммуникация». Может быть реализован с детьми 5 – 7 лет.
В результате самостоятельных элементарных опытов и исследований, направленных на изучение воздуха и воды, их значении в жизни человека, у детей формируются естественные представления об объектах неживой природы.
В ходе работы над проектом дети ответят на вопросы: Как организовать эффективный поиск информации? Что для этого можно использовать?
Этапы реализации проекта.
I этап – подготовительный.
Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы).
Основное оборудование лаборатории: приборы – «помощники»; лабораторная посуда; весы; емкости для игр с водой разного объема и формы; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, листья деревьев, семена и т.д.
Утилизированный материал: пробки, проволока; разные виды бумаги; красители – гуашь, краски акварельные; медицинский материал – пипетки, шприцы без делений, мерные ложки, резиновые груши.
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, сито, свечи, коктейльные трубочки, мяч.
Обобщение и уточнение представлений у детей о функциях и свойствах воздуха и воды. (Чтение художественной литературы, рассматривание картин с природными явлениями).
Консультации для родителей по данной проблеме.
Диагностика знаний на начало проекта.
II этап – основной.
Организация работы над проектом.
Теоретическая часть: составление перспективно-тематического плана работы с детьми, разработка конспектов и описание проведения опытов, консультирование родителей по теме: «Эксперимент в детском саду и дома».
Практическая часть:
1. Знания по экологии (Николаевой)
2. Игры – эксперименты по данной проблеме.
3. Связь с другими видами деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская (самостоятельные опыты), коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы).
III этап – заключительный.
«Презентация проекта».
Представление результатов проекта в НДОУ в виде:
Открытого занятия по экологии с участием детей «Эксперименты с воздухом и водой».
Сравнительная диагностика детей по данной проблеме на начало и конец проекта.
Краткое описание проекта.
Вначале проектной деятельности (сентябрь) педагогом уточняются представления дошкольников о свойствах воздуха и воды, проводится оценка первоначальных представлений у детей подготовительного к школе возраста (диагностика). Обсуждаются вопросы, на которые дети хотели бы получить ответ, составляется план проведения проекта, который предусматривает активное участие детей, разрабатывается перспективно-тематический план по данной проблеме.
После завершения проекта проводится открытое занятие, на котором демонстрируются результаты исследований по изучаемой теме. Оценивание результативности данного метода работы с детьми подготовительного к школе возраста (март – диагностика). Оценивается уровень сформированности представлений детей о воздухе и воде.
Описание форм образовательной деятельности
СЕНТЯБРЬ
1 неделя. Проект начинается с уточнения представлений детей о функциях и свойствах воздуха и воды (диагностика на начало проекта). Оценивается уровень знаний детей о воздухе и воде.
2 неделя. Уточняется представление детей о функциях и свойствах воды (диагностика на начало проекта). Оценить уровень знаний о воде.
3 неделя. Проводится консультация с родителями на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми в детском саду».
4 неделя. Знакомство с материалом и оборудованием для исследовательской деятельности. Поддерживать и развивать интерес у ребенка к исследованиям, опытам.
ОКТЯБРЬ
1 неделя. Расширять представления у детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет ни запаха, не имеет вес. Работа начинается с того, что воспитатель ставит перед детьми задачу обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства – невидимость.
Дети проводят опыт и делают выводы.
Для чего вам нужен воздух? Воспитатель предлагает детям сделать глубокий вдох, а затем – выдох. Воздух нам нужен, чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух.
Имеет ли запах воздух? Дидактическая игра «Узнай по запаху».
2 неделя. Предложить детям взвесить воздух и как это можно сделать при помощи весов. Дети взвешивают воздушные шарики и делают вывод, что без воздуха весят одинаково, также как и надутые.
Поинтересоваться у детей, в какой знакомой игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катится, ее можно бросать. Если в нем появится хоть одна дырочка, то весь воздух выйдет.
3 неделя. С помощью опытов закрепить у детей представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.).
4 неделя. Обобщаются результаты исследования о воздухе. Проводится самостоятельная работа в уголке – лаборатории.
НОЯБРЬ
1 неделя. Познакомить детей с причиной возникновения ветра; уточнить представление детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – легкий, холодный – опускается вниз – он тяжелый. Опытным путем доказать, что ветер – это движение воздуха.
Задать вопросы: Что такое ветер? Почему он дует?
2 неделя. Как можно определить, есть ли на улице ветер? (По деревьям, с помощью ленточки, шарика воздушного, вертушки).
Какой бывает ветер? (Сильный, слабый, ураган)
Предварительно на занятии изготовить с детьми вертушки.
Дети на улице проводят опыты и делают соответствующие выводы.
3 неделя. Ветер – это движение воздуха. Для проведения использовать веер. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Вывод: ветер – это движение воздуха.
4 неделя. Познакомить детей с таким явлением как цунами. Рассказать, что это и чем цунами опасен для человека. Показать фильм «Ветер – добрый и злой».
ДЕКАБРЬ
1 неделя. Беседы о том, что вода необходима для животных, растений, птиц, рыб и людей, без воды нельзя жить. Дать детям понять, что вода – это источник жизни и все живое на земле нуждается в воде.
2 неделя. Дать представление о том, что вода может быть не только жидкой, но и твердой. И что под действием тепла – вода превращается из твердого состояния в жидкое, и наоборот.
Эксперимент (вода – лед – вода).
3 неделя. Познакомить детей со свойствами воды – испарение. А также с тем, что дерево и пенопласт не тонут в воде.
Игра «Пускаем кораблики».
4 неделя. Эксперимент превращения снега в воду. Продолжать знакомить со свойствами воды.
Беседа «Что пьют животные и птицы зимой».
ЯНВАРЬ
1 неделя. Эксперимент «окрашивание воды». Познакомить детей с таким свойством воды как окрашивание.
Беседа об обитателях воды и о том, что человек под водой дышать не может. Эксперимент «Воздух под водой» (с трубочками).
2 неделя. Наблюдение за тем, как при поливе цветов вода впитывается в грунт.
Чтение К.И. Чуковского «Мойдодыр» - дать представление о том, что необходимо купаться, умываться и для этого необходима вода.
3 неделя. Эксперимент «вкус воды». Познакомить с таким свойством воды, как вкус, т.е. добавляем сахар, соль, лимон. Сама по себе вода безвкусная.
4 неделя. Закрепить и обобщить знания детей о воде.
ФЕВРАЛЬ
1 неделя. Сравнить с детьми свойства воды и воздуха. С помощью опытов найти сходство и различие. (Сходства – прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда. Различия – вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда. Воздух невидим, невесом и т.д.)
2 неделя. Обнаружить с детьми, что воздух легче воды. Предложить самостоятельно провести опыт с игрушками наполненными воздухом и еще раз доказать, что воздух легче воды.
3 неделя. Провести беседу с детьми о том, что как воздух, так и вода необходимы всему живому на земле. Без воды, как и без воздуха, жить нельзя.
4 неделя. Провести беседу на тему: «Здоровья человека зависит от чистого воздуха и чистой воды» - рассказать кто или что очищает воздух и воду.
Практическая значимость проекта.
Для общества – ребенок, овладевающий навыками поисково-исследовательской деятельности, способен самостоятельно решать возникающие задачи, что и необходимо для школьного обучения.
Для ребенка – развитие познавательных навыков, личностных качеств.
После проведения всех опытов, бесед, посвященных изучению воздуха и воды, у детей стойко сформировалось представление о таких понятиях, как воздух и вода, их свойствах.
Многочисленные опыты вызывали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
В результате проведенной совместно с детьми деятельностью по проекту были:
Опровергнуты две гипотезы: «Воздух невидим потому, что его нет» и «Мы не можем потрогать воздух потому, что он не предмет».
Подтверждены следующие высказывания детей: «Воздух можно поймать, он может двигать предметы, может быть холодным и теплым». Дети уяснили и закрепили для себя, что все пространство вокруг заполнено воздухом и, что без него не будет жизни на Земле,воздух есть жизнь.
Что вода – это жидкость без цвета, вкуса и запаха, ее можно наливать, переливать, она обретает форму сосуда, в котором находится и также как и без воздуха, так и без воды, все живое на Земле погибнет.