Размер шрифта:

A

A

A

Цветовая схема:

текст

текст

текст

Обычная версия

182200,
Псковская область,
г. Новосокольники,
ул. Матросова, д. 1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад г. Новосокольники»

8 (81144)-21-3-32 detsad7nsk@mail.ru

Проект познавательно - исследовательской деятельности (экспериментирование) подготовительная к школе группа для детей с нарушением речи

Проект познавательно - исследовательской деятельности (экспериментирование)

подготовительная к школе группа

для детей с нарушением речи

Тип проекта: информационно-исследовательский.

Длительность: 6 месяцев (сентябрь-февраль).

Участники проекта:

 Воспитатель подготовительной группы №7 Трощенкова М.В.

 Родители.

 Дети подготовительного к школе возраста.

Образовательная область:

Познание.

Мир природы.

Безопасность.

Проблемы:

Что такое воздух и вода?

Какими свойствами они обладают?

Гипотезы:

«Воздух невидим потому, что его нет».

«Мы не можем потрогать воздух, потому что он не предмет».

«Вода: прозрачная, без цвета и запаха. Превращается в лед, пар».

Цель: с помощью экспериментов (опытов) выявить уровень сформированности представлений о воздухе и воде у детей подготовительного к школе возраста.

Задачи:

1. Обучать детей исследовательской деятельности, развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.

2. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

3. Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами, принимать и ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

4. Расширять представления о значимости воздуха и воды в жизни человека. Развивать экологическое сознание.

Планируемые результаты:

После завершения проекта дошкольники смогут:

 Проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (или совместно с взрослыми);

 Осуществлять поиск информации (самостоятельно или с взрослыми);

 Собирать, обобщать и оценивать факты, формировать и представлять собственную точку зрения;

 Проявлять элементарные навыки рационального природопользования.

Краткое содержание проекта.

Предполагаемый проект проводится в рамках экологического воспитания детей подготовительного к школе возраста. Программа «Детство», образовательные области «Познание», «Здоровье», «Коммуникация». Может быть реализован с детьми 5 – 7 лет.

В результате самостоятельных элементарных опытов и исследований, направленных на изучение воздуха и воды, их значении в жизни человека, у детей формируются естественные представления об объектах неживой природы.

В ходе работы над проектом дети ответят на вопросы: Как организовать эффективный поиск информации? Что для этого можно использовать?

Этапы реализации проекта.

I этап – подготовительный.

Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы).

Основное оборудование лаборатории: приборы – «помощники»; лабораторная посуда; весы; емкости для игр с водой разного объема и формы; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, листья деревьев, семена и т.д.

Утилизированный материал: пробки, проволока; разные виды бумаги; красители – гуашь, краски акварельные; медицинский материал – пипетки, шприцы без делений, мерные ложки, резиновые груши.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, сито, свечи, коктейльные трубочки, мяч.

Обобщение и уточнение представлений у детей о функциях и свойствах воздуха и воды. (Чтение художественной литературы, рассматривание картин с природными явлениями).

Консультации для родителей по данной проблеме.

Диагностика знаний на начало проекта.

II этап – основной.

Организация работы над проектом.

Теоретическая часть: составление перспективно-тематического плана работы с детьми, разработка конспектов и описание проведения опытов, консультирование родителей по теме: «Эксперимент в детском саду и дома».

Практическая часть:

1. Знания по экологии (Николаевой)

2. Игры – эксперименты по данной проблеме.

3. Связь с другими видами деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская (самостоятельные опыты), коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы).

III этап – заключительный.

«Презентация проекта».

Представление результатов проекта в НДОУ в виде:

 Открытого занятия по экологии с участием детей «Эксперименты с воздухом и водой».

 Сравнительная диагностика детей по данной проблеме на начало и конец проекта.

Краткое описание проекта.

Вначале проектной деятельности (сентябрь) педагогом уточняются представления дошкольников о свойствах воздуха и воды, проводится оценка первоначальных представлений у детей подготовительного к школе возраста (диагностика). Обсуждаются вопросы, на которые дети хотели бы получить ответ, составляется план проведения проекта, который предусматривает активное участие детей, разрабатывается перспективно-тематический план по данной проблеме.

После завершения проекта проводится открытое занятие, на котором демонстрируются результаты исследований по изучаемой теме. Оценивание результативности данного метода работы с детьми подготовительного к школе возраста (март – диагностика). Оценивается уровень сформированности представлений детей о воздухе и воде.

Описание форм образовательной деятельности

СЕНТЯБРЬ

1 неделя. Проект начинается с уточнения представлений детей о функциях и свойствах воздуха и воды (диагностика на начало проекта). Оценивается уровень знаний детей о воздухе и воде.

2 неделя. Уточняется представление детей о функциях и свойствах воды (диагностика на начало проекта). Оценить уровень знаний о воде.

3 неделя. Проводится консультация с родителями на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми в детском саду».

4 неделя. Знакомство с материалом и оборудованием для исследовательской деятельности. Поддерживать и развивать интерес у ребенка к исследованиям, опытам.

ОКТЯБРЬ

1 неделя. Расширять представления у детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет ни запаха, не имеет вес. Работа начинается с того, что воспитатель ставит перед детьми задачу обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства – невидимость.

Дети проводят опыт и делают выводы.

Для чего вам нужен воздух? Воспитатель предлагает детям сделать глубокий вдох, а затем – выдох. Воздух нам нужен, чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух.

Имеет ли запах воздух? Дидактическая игра «Узнай по запаху».

2 неделя. Предложить детям взвесить воздух и как это можно сделать при помощи весов. Дети взвешивают воздушные шарики и делают вывод, что без воздуха весят одинаково, также как и надутые.

Поинтересоваться у детей, в какой знакомой игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катится, ее можно бросать. Если в нем появится хоть одна дырочка, то весь воздух выйдет.

3 неделя. С помощью опытов закрепить у детей представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.).

4 неделя. Обобщаются результаты исследования о воздухе. Проводится самостоятельная работа в уголке – лаборатории.

НОЯБРЬ

1 неделя. Познакомить детей с причиной возникновения ветра; уточнить представление детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – легкий, холодный – опускается вниз – он тяжелый. Опытным путем доказать, что ветер – это движение воздуха.

Задать вопросы: Что такое ветер? Почему он дует?

2 неделя. Как можно определить, есть ли на улице ветер? (По деревьям, с помощью ленточки, шарика воздушного, вертушки).

Какой бывает ветер? (Сильный, слабый, ураган)

Предварительно на занятии изготовить с детьми вертушки.

Дети на улице проводят опыты и делают соответствующие выводы.

3 неделя. Ветер – это движение воздуха. Для проведения использовать веер. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Вывод: ветер – это движение воздуха.

4 неделя. Познакомить детей с таким явлением как цунами. Рассказать, что это и чем цунами опасен для человека. Показать фильм «Ветер – добрый и злой».

ДЕКАБРЬ

1 неделя. Беседы о том, что вода необходима для животных, растений, птиц, рыб и людей, без воды нельзя жить. Дать детям понять, что вода – это источник жизни и все живое на земле нуждается в воде.

2 неделя. Дать представление о том, что вода может быть не только жидкой, но и твердой. И что под действием тепла – вода превращается из твердого состояния в жидкое, и наоборот.

Эксперимент (вода – лед – вода).

3 неделя. Познакомить детей со свойствами воды – испарение. А также с тем, что дерево и пенопласт не тонут в воде.

Игра «Пускаем кораблики».

4 неделя. Эксперимент превращения снега в воду. Продолжать знакомить со свойствами воды.

Беседа «Что пьют животные и птицы зимой».

ЯНВАРЬ

1 неделя. Эксперимент «окрашивание воды». Познакомить детей с таким свойством воды как окрашивание.

Беседа об обитателях воды и о том, что человек под водой дышать не может. Эксперимент «Воздух под водой» (с трубочками).

2 неделя. Наблюдение за тем, как при поливе цветов вода впитывается в грунт.

Чтение К.И. Чуковского «Мойдодыр» - дать представление о том, что необходимо купаться, умываться и для этого необходима вода.

3 неделя. Эксперимент «вкус воды». Познакомить с таким свойством воды, как вкус, т.е. добавляем сахар, соль, лимон. Сама по себе вода безвкусная.

4 неделя. Закрепить и обобщить знания детей о воде.

ФЕВРАЛЬ

1 неделя. Сравнить с детьми свойства воды и воздуха. С помощью опытов найти сходство и различие. (Сходства – прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда. Различия – вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда. Воздух невидим, невесом и т.д.)

2 неделя. Обнаружить с детьми, что воздух легче воды. Предложить самостоятельно провести опыт с игрушками наполненными воздухом и еще раз доказать, что воздух легче воды.

3 неделя. Провести беседу с детьми о том, что как воздух, так и вода необходимы всему живому на земле. Без воды, как и без воздуха, жить нельзя.

4 неделя. Провести беседу на тему: «Здоровья человека зависит от чистого воздуха и чистой воды» - рассказать кто или что очищает воздух и воду.

Практическая значимость проекта.

Для общества – ребенок, овладевающий навыками поисково-исследовательской деятельности, способен самостоятельно решать возникающие задачи, что и необходимо для школьного обучения.

Для ребенка – развитие познавательных навыков, личностных качеств.

После проведения всех опытов, бесед, посвященных изучению воздуха и воды, у детей стойко сформировалось представление о таких понятиях, как воздух и вода, их свойствах.

Многочисленные опыты вызывали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

В результате проведенной совместно с детьми деятельностью по проекту были:

 Опровергнуты две гипотезы: «Воздух невидим потому, что его нет» и «Мы не можем потрогать воздух потому, что он не предмет».

 Подтверждены следующие высказывания детей: «Воздух можно поймать, он может двигать предметы, может быть холодным и теплым». Дети уяснили и закрепили для себя, что все пространство вокруг заполнено воздухом и, что без него не будет жизни на Земле,воздух есть жизнь.

 Что вода – это жидкость без цвета, вкуса и запаха, ее можно наливать, переливать, она обретает форму сосуда, в котором находится и также как и без воздуха, так и без воды, все живое на Земле погибнет.