Составление рабочей программы педагога ДОУ
Предпосылками для написания рабочей программы являются:
· Традиционный подход педагогов к планированию и проектированию воспитательно-образовательной работы;
· Возможность учитывать специфику детского сообщества и особенности отношений всех участников образовательного процесса;
· Способность анализировать профессиональную деятельность.
Педагог, приступающий к составлению рабочей программы, должен не только знать ее структуру, уметь проектировать этапы ее реализации, но и быть способным:
· Анализировать собственную деятельность в контексте современного этапа развития дошкольного образования;
· Определять направленность рабочей программы, ее назначение и функции;
· Грамотно выбирать форму предъявления содержания рабочей программы, учитывать педагогические технологии, рекомендуемые к реализации в образовательных программах;
· Представлять прогнозируемые результаты реализации рабочей программы.
Педагогу необходимо учитывать: содержание образовательной программы ДОУ, систему используемых образовательных технологий и методик, методический (специально оборудованные кабинеты, предметно-развивающая среда группы, наглядный материал, комплект разработанных «примерных» конспектов образовательных ситуаций и т.д.) и дидактический комплексы (пособия, раздаточный материал), содержание воспитательно-образовательной работы с детьми, предусматривающей различные организационные формы.
Каждый педагог ДОУ самостоятельно выбирает структуру и форму документа.
Основные характеристики рабочей программы педагога ДОУ:
· Актуальность – ориентация на потребности современного дошкольного образования с учетом понимания исключительной важности каждого периода детства;
· Реалистичность – соответствие целей и предлагаемых средств их достижения, а также убежденность в эффективности выбранных средств;
· Целостность – обеспечение согласованности, полноты взаимодействия и последовательности действий всех участников образовательного процесса для реализации поставленных целей;
· Прогностичность – способность видеть цели и планировать деятельность для их достижения;
· Рациональность – грамотный выбор способов и методов для эффективного решения задач дошкольного образования;
· Контролируемость – определение ожидаемых результатов;
· Корректируемость – своевременное обнаружение и быстрое реагирование на возникающие отклонения от нормы и изменения в развитии.
Примерные структурные элементы рабочей программы педагога ДОУ:
· Титульный лист;
· Пояснительная записка;
· Основная часть рабочей программы, которая включает:
- календарно-тематический план (комплексно-тематическое планирование);
- расписание образовательной деятельности;
- краткое содержание программы;
-особенности организации образовательного процесса (указываются формы работы с детьми, также праздники, проекты, акции);
- условия реализации программы (раскрывается материально-техническое и программно-методическое обеспечение). Описывается пространство, используемое педагогом в образовательном процессе:
· Среда групповой ячейки;
· Помещения ДОУ, которые используются для реализации рабочей программы: муз.зал, каб. специалистов и т.д.
· Территория ДОУ (прогулочный участок, спортивная площадка)
· Среда ближайшего социума, используемого в образовательном процессе (школа, музей и т.д.)
· Оценка индивидуального развития воспитанников
· Взаимодействия с родителями воспитанников.
· Список литературы;
· Приложения к программе.
На титульном листе указываются:
· Полное название дошкольной образовательной организации;
· Сведения о согласовании и утверждении документа руководителем ДОУ (грифы «Согласовано» (дата, № протокола) и «Утверждаю»);
· Название рабочей программы;
· Адресность (возрастная группа, возраст детей);
· Сведения об авторе (должность, Ф.И.О.)
· Место нахождения, год составления рабочей программы.
В пояснительной записке указываются:
· Актуальность
· Цели, задачи и принципы. Цели, задачи и принципы рабочей программы определены ФГОС дошкольного образования.
· Характеристика возрастных особенностей воспитанников группы
· Особенности организации образовательного процесса
· Программно-методический комплекс образовательного процесса
· Методики, технологии, средства воспитания, обучения и развития детей группы, а также подходы к формированию предметно-развивающей среды.
· Обязательным пунктом является перечень нормативных документов, на основании которых педагог осуществляет свою деятельность.
В основной части рабочей программы отражаются:
· Возраст детей
· Календарно-тематический план
· Расписание организованной образовательной деятельности
· Содержание образования с учетом требований ФГОС дошкольного образования
· Особенности организации образовательного процесса.
Приложения к рабочей программе:
· Конспекты различных форм образовательной деятельности с детьми
· Описание игр и игровых упражнений
· Сценарии мастер-классов для педагогов и родителей
· Сценарии различных форм сотрудничества с семьями воспитанников
· Комплексы утренней гимнастики
· Визуальные средства информации (материалы наглядной пропаганды, размещенные на стендах, в буклетах)
Технические требования к оформлению рабочей программы:
· Формат листов А4
· редактор Word for Windows
· шрифт Times New Roman
· кегль 12-14
· междустрочный интервал – одинарный
· поля со всех сторон 2см
· выравнивание по ширине, абзац 1см
· переносы в тексте не ставятся
· центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word
· таблицы вставляются непосредственно в текст
· нумерация страниц, кроме титульного листа и приложений.