Размер шрифта:

A

A

A

Цветовая схема:

текст

текст

текст

Обычная версия

182200,
Псковская область,
г. Новосокольники,
ул. Матросова, д. 1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад г. Новосокольники»

8 (81144)-21-3-32 detsad7nsk@mail.ru

Картотека игр с водой

« Водичка»

Цель: расслабление кисти и пальцев рук.

Оснащение: тазик с тёплой водой, полотенце

Ход игры: Опустить руки малыша в воду, приговаривая:

«Хлюп – хлюп ручками, хлюп – хлюп ручками, тут водичка булькает, тут водичка пениться».

«Семья»

Цель: совершенствование кисти и пальцев рук

Оснащение:2 тазика с холодной и тёплой водой, полотенце.

Ход игры: Опустить ненадолго руки малыша в таз с холодной водой, приговаривая:

Тарарам, тарарам! Кто явился в гости к нам? Посмотри-ка поскорей на любимых, на гостей: дедушка, бабушка, папа, мама, я – вот и вся твоя семья.

Затем опустить руки в тёплую воду и насухо вытереть полотенцем.


«Игрушки»

Цель: совершенствование кисти и пальцев рук

Оснащение: 2 тазика с холодной (кусочки льда) и тёплой водой, полотенце.

Ход игры: Опускать руки в таз с кусочками льда и приговаривать:

В этом тазике у нас грязные игрушки.

Мы помоем их сейчас – помогите ручки!

Раз, два, три – руки поднимаем, в другой тазик опускаем.

«Моем овощи и фрукты»

Цель: нормализация кисти и пальцев рук.

Оснащение: 3 тазика (один пустой, с кусочками льда, с тёплой водой), полотенце.

Ход игры: Опустить руки малыша в таз с кусочками льда, похожими на овощи. Предложить переложить их в пустой тазик. Затем опустить руки в таз с тёплой водой, вытереть насухо руки полотенцем.

«Праздник Ёлки»

Цель: Расслабление кисти, расправление её пальцев.

Оснащение: грецкий орех

Ход игры: Положить грецкий орех в руки ребёнка и попросите его покатать между рук, приговаривая при этом:

Скоро, скоро Новый год,

Ёлка в гости к нам придёт.

Ёлочку украсим, встанем в хоровод,

Весело, весело встретим Новый год!

«Белка»

Цель: расслабление кисти.

Оснащение: кусочек меха.

Ход игры: Провести кусочком меха от кончиков пальцев до запястья руки в такт словам:

Я – белка в шубке меховой, пушистый хвост – помощник мой, он помогает мне какать. Везде успею побывать, ведь надо мне насобирать орехов на зиму запас.

«Весна пришла»

Цель: расслабление кисти.

Оснащение: ворсовая щётка

Ход игры: попросить ребёнка несколько раз провести ворсовой щёткой по наружной поверхности кисти от кончиков пальцев до запястья в такт словам

Воробей с берёзы на дорожку прыг

Больше нет мороза чик – чирик.

«Хоровод среди цветов»

Цель: развитие тактильного восприятия.

Оснащение: грецкий орех.

Ход игры: Орех положить между ладошек и под стих предложить ребёнку делать круговые движения рук.

Вокруг розовых кустов, среди трав и цветов водим, водим хоровод

«Тонет, не тонет»

Цель: развитие тактильного восприятия

Оснащение: наборы для экспериментирования, полотенце, 2 таза с разной водой.

Ход игры: Предложить малышу самому найти предметы, которые тонут или плавают. При этом использовать разную воду: сначала холодную, потом тёплую.

«Переливание воды»

Цель: развитие тактильного восприятия

Оснащение: наборы для экспериментирования, полотенце, 3 таза: с холодной, горячей водой и пустой.

Ход игры: предложить сделать тёплую воду для купания малыша , поочерёдно переливая воду из таза с холодной и тёплой водами в пустой таз при помощи разных стаканчиков или бутылочек.

«Постираем кукле платье»

Цель: развитие тактильного восприятия

Оснащение: кукольная одежда, верёвка с прищепками, таз с прохладной водой, полотенце, мыло.

Ход игры: Предложить потирать бельё куклы и повесить на верёвку сушиться. Движения постепенно усиливать.

«Кто в домике живёт?»

Цель: Развитие тактильных ощущений, умения выбирать предметы одной фактуры, но разной величины на ощупь.

Оснащение: Игрушки разной величины, но одной фактуры. Плоскостные фигуры, геометрические фигуры разные по величине.

Ход игры: Показать животных. Они расстроились из-за того, что потеряли своих мам. Помогите их найти. Маленький детёныш – большая мама. Поместить зверей каждого в свой домик – положить на нужную картинку. Затем попросить достать нужного зверя из коробки (маленького или большого)

Усложнение: Возможно за счёт увеличения пар животных или замена игрушек на плоскостное изображение или геометрическую фигуру.

Ощупывание Ёлочных игрушек»

Цель: развитие умения различать на ощупь продолговатые игрушки (сосульку, шишки) и круглые (шары).

Оснащение: чудесный мешочек, набор ёлочных игрушек, плоскостной набор.

Ход игры: Приходил Дед Мороз и оставил такой красивый мешок. Рассматривание игрушек. Шар – шарик, сосулька – сосулечка, шишка – шишечка. Обследование предметов. Если спряталась игрушка на руке, то это маленькая, а если нет, то большая. Предложить найти нужную игрушку и повесить на ёлку.

Усложнение: для ощупывания предлагаются плоскостные игрушки (вырезанные из картона по контуру)

«Катаемся на коньках и лыжах»

Цель: Развитие тактильных ощущений, умения определять шершавые и гладкие поверхности без зрительного контроля

Оснащение: Сюжетная картинка с изображением зимнего пейзажа с наклеенным на неё овалом из гладкой фольги («каток») и двумя узкими полосками бархатной бумаги («лыжня»); вырезанные по контуру коньки и лыжи.

Ход игры: Обращаясь к малышу: «Посмотри, какая красивая картинка. Что это сверкает? Давай пощупаем – это лёд. Он гладкий, вот такой» Ребёнок проводит вместе с взрослым по льду сначала правой, потом левой ладошкой. Обобщение: «Лёд гладкий на катке. Дети будут кататься на коньках. Посмотри вот какие коньки». Рассматривание коньков. «Посмотри, у меня есть лыжи. Они длинные. Где же можно кататься на них? Посмотри вот лыжня. Лыжню проложили по снегу. Снег холодный, колючий. Вот такой» Провести рукой ребёнка по лыжне, приговаривая: «Снег на лыжне колючий, лыжня шершавая» Затем предложить ребёнку найти шершавую лыжню с завязанными глазами, потом гладкий каток.

Усложнение: Попросить ребёнка найти узкую и широкую лыжню, маленький и большой каток.

«Ходим в гости»

Цель: Развитие тактильных ощущений, умения соотносить предмет и слово, обозначающее его качество.

Оснащение: две дорожки: гладкая из атласной ленты и шершавая из бархатной бумаги; 2 квадрата с такими же поверхностями; игрушки и картинки с изображением домашних животных.

Ход игры: Прочитать стих: Пальчики с домашними животными дружили, пальчики к животным в гости ходили. Выставить перед малышом две дорожки. Обследовать их: шершавая, гладкая. Кошка хочет пойти в гости к собачке, но не знает по какой дорожке ей идти. Выставить в конце гладкой дорожки собачку и вместе с рукой ребёнка пройти по ней. По какой дорожке мы прошли? Если ребёнок не говорит, то ему предлагается показать на квадрат: гладкий или шершавый.

Усложнение: Увеличить число дорожек: колючая, мягкая и т.д. Провести по дорожке разными пальцами или в конце поставить любимую еду животных

«Подбери к штанишкам кофточку»

Цель: Развивать умение подбирать на ощупь подобный предмет( другой формы, но одинаковой фактуре)

Оснащение: Кукольная одежда – вязаные штаны и кофта, штаны и кофта из другого материала; «шкаф» - коробка с отверстиями.

Ход игры: Показать кукол и сказать, что они любят гулять, но оделись не по погоде. Надо надеть их теплее, но при этом найти в шкафу потерявшиеся штаны для каждой куклы: шерстяные и суконные. Когда ребёнок найдёт пару, попросить его назвать найденный предмет.

Усложнение: Возможно за счёт увеличения костюмов и фактуры тканей.

«Ощупай и расскажи »

Цель: Развивать умение узнавать на ощупь жёсткую и мягкую фактуру, развивать чувствительность кончиков пальцев малыша.

Оснащение: Нарисованные на листе картона два портрета мам с приклеенными волосами: жёсткие кудрявые и прямые мягкие.

Ход игры: Положить перед ребёнком два портрета. Прочитать стих:

У меня в раме портрет моей мамы и мамы Вани. Мамочка моя рыжая, кудрявая, иногда упрямая. Ванина мама – с прямыми волосами, полюбуйтесь сами. У моей мамы кудряшки, жёсткие как шерсть барашка, а у Ваниной – волосы мягкие, словно шёлк. Предложить ощупать волосы на первом портрете и назвать их качество, потом на втором. Затем найти завязанными глазами.

Усложнение: можно предложить портреты своей семьи.

«Разложи обувь парами»

Цель: Совершенствовать чувствительность кончиков пальцев малыша, развивать умение определять на ощупь предметы с различной поверхностью и называть её качество.

Оснащение: вырезанные по контуру туфли ( сверху наклеена гладкая бумага), тапки – наклеен мех; коробка с отверстиями, 2 круга, обклеенные тем же материалом

Ход игры: Показать малышу нарисованную куклу, одетую в один тапок и попросить найти в коробке такой же мягкий тапок. Затем игра проводиться с туфлями.

Усложнение: можно предложить другую обувь, другую ткань, из которой шьют обувь.

«Какое дерево потеряло листочек?»

Цель: формирование навыка обследования поверхностей и разделение их качества. Развитие тактильного ощущения.

Оснащение: Нарисованные на листе картона два дерева: берёза и сосна. Листья деревьев на блюдце, коробка с прорезями.

Ход игры: Положить картинку с берёзой. Рассмотреть её. Листик мягкий. Затем рассмотреть сосну. Лист - жёсткий колючий. Потом предложить вытащить из коробки нужный лист и положить на соответствующую картинку.

«Какой цветок»

Цель: формирование навыка обследования поверхностей и разделение их качества. Развитие тактильного ощущения

Оснащение: Нарисованные на листе картона два цветка: фикус и кактус. Листья цветков на блюдце, коробка с прорезями.

Ход игры: Положить картинку с фикусом. Рассмотреть её. Листик гладкий. Затем рассмотреть кактус. Лист - жёсткий, колючий. Потом предложить вытащить из коробки нужный лист и положить на соответствующую картинку.

«Найди такую же»

Цель: Развивать умение узнавать на ощупь разную фактуру материала, развивать чувствительность кончиков пальцев малыша.

Оснащение: Разные виды материала.

Ход игры: Положить перед ребёнком коробку и попросить достать из неё вязаную ткань или мягкую и т.д.

«Машины косы»

Цель: Познакомить ребёнка со свойствами пластилина (мягкий, можно разминать), развить мышечные ощущения.

Оснащение: Нарисованная на листе картона кукла с двумя косами (пустыми линиями), два маленьких бантика из тонкой бумаги, пластилин.

Ход игры: Сюжет: Кукла ходила фотографироваться, но фото не получилось, не видно её косичек. Давай поможем ей. Я нарисую косы, а ты пластилином их «раскрась». Взять пластилин жёлтого цвета и вместе с малышом оторвать от него кусочек и размазать по тому месту, где должны быть косы. Затем предложить ребёнку самому докончить работу. Когда «косы» будут готовы, приклеить к ним заранее приготовленные бантики.

Машенька – красавица, ей косички нравятся,

Длинные с бантами, полюбуйтесь сами.

«Украсим наш мячик»

Цель: формирование движений указательного и большого пальцев (отщипывание кусочков), развитие воображения; отрабатывание «пинцетного захвата» (соединение большого и указательного пальцев)

Оснащение: кукла, старый резиновый мяч, пластилин, разноцветные блёстки.

Ход игры: Кукла показывает старый мяч, который жалко выбрасывать.

Кукла Маша, не грусти, мы тебе поможем,

Расцветим, раззолотим мячик твой, как сможем.

Будет он красивый, яркий и счастливый.

Оторвать от каждого разноцветного бруска кусочек пластилина, вдавить в него блёстку и прилепить к мячу. Похвалить ребёнка, покрасоваться с мячом.

«Следы»

Цель: формировать контроль за мышечными ощущениями, воспроизведение алгоритма движений пальцев (указательного и среднего попеременно, двух пальцев одновременно)

Оснащение: пластилиновая дорожка, игрушечные медведь и заяц.

Ход игры: Пришли гости. Показать на руке ребёнка своими пальцами как ходит медведь, как скачет заяц, как бегает лиса, начиная от кисти руки до локтя. Затем предложить малышу воспроизвести движения на пластилиновой дорожке так же как на руке.

«Поезд едет на вокзал»

Цель: Формировать умение размазывать пластилин указательным пальцем по поверхности листа движениями сверху вниз; развивать мелкую моторику рук.

Оснащение: Лист картона с нарисованными двумя чёрными полосами («рельсы»); игрушечный паровоз, картинка изображением вокзала; пластилин, дощечка.

Ход игры: Показать малышу картинку с рельсами. Паровоз не может ехать, так как нет шпал. Нужно помочь. Вместе с ребёнком раскатать из куска пластилина «колбаски» и положить их между рельсами. Предложить ребёнку продолжить начатую работу. Когда все «шпалы» будут уложены, провести указательным пальцем по нм и предложить ребёнку сделать то же самое.

«Чайничек»

Цель: Выработать умение раскатывать кусочек пластилина между ладошками и на дощечке; развивать координацию рук.

Оснащение: нарисованный на картоне чайник без носика; пластилин; дощечка; игрушки: заяц и кукла.

Ход игры: Пришли в гости заяц и кукла.

Чайник заварочный зайка слепил. Чайник слепил, а носик забыл.

Хочет он чаю налить поскорей. Чай не течёт – вот как хочешь и пей.

Рассмотреть носик у большого чайника, как оттуда вытекает вода. Предложить слепить носик к своему чайнику. Скатать из куска пластилина «колбаску» и приложить к контурному изображению носика чайника на картинке, придавая ему нужную форму.

«Пруд для лягушки»

Цель: Совершенствовать работу указательного и большого пальцев, развивать координацию обеих рук.

Оснащение: пластилин синего цвета, картинка с изображением лягушки.

Ход игры: Сюжет: лягушка хочет купаться, но пруд высох, лягушка расстроилась. Поможем ей и слепим пруд. Раскатать маленькие шарики и размазать их по контуру пруда. Похвалить детей за работу.

«Ромашка»

Цель: Совершенствовать работу указательного и большого пальцев, развивать координацию обеих рук.

Оснащение: нарисованная на листе ромашка с контурными лепестками и жёлтой серединкой; брусок пластилина белого цвета.

Ход игры: Стихотворение:

Я – цветок на длинной ножке, с жёлтой серединкой.

А зовут меня - ромашка, белая кудряшка.

Листочки некрасивые. Давай сделаем их красивее. Скатать длинную «колбаску» и стекой разрезать её на кусочки – «лепестки». Уложить их на контурную прорисовку цветка и размазать. Показать всем детям получившийся цветок.

«Тропинка для медведя»

Цель: Совершенствовать работу указательного и большого пальцев, развивать координацию обеих рук.

Оснащение: пластилин коричневого цвета; сюжетная картинка с изображением медведя в лесу.

Ход игры: Медведь заблудился, поможем ему выйти из леса: вылепим тропинку. Раскатывать «колбаски» из куска пластилина и примазывать их к контуру дорожки.

Похвалить ребёнка за работу.

«Овощи на тарелке»

Цель: формировать контроль за мышечными ощущениями; совершенствовать пинцетный захват (указательным и большим пальцами).

Оснащение: Пластилин разного цвета; картинка с контурами овощей на тарелочке, образец: картинки с овощами.

Ход игры: Предложить детям оживить овощи. Скатывание «шариков», «колбасок» из цветного пластилина. Размазывание по контуру. Работу можно выполнять коллективно. Полюбоваться своим трудом.

«Дождь льёт и капает»

Цель: формировать контроль за мышечными ощущениями; совершенствовать пинцетный захват (указательным и большим пальцами).

Оснащение: Сюжетная картинка: полянка, цветы, туча, кошка; пластилин голубого цвета.

Ход игры: Показать картинку. Рассмотреть её. Стукнуть ложкой по столу, имитируя гром. Скоро начнётся дождь. В такт стиху ударять своим указательным пальцем по ладошке малыша:

Дождик капнул на ладошку, на цветы, на Мурку-кошку,

Дождик-дождик, лей-лей, струй лазурных не жалей!

Слепить маленькие «колбаски из пластилина и прикрепить их к тучке и размазать указательным пальцем.

«Тапочки»

Цель: Развивать щипковый захват (умение отрывать от большого куска пластилина маленький кусочек) координировать движения обеих рук (скатывание между ладонями).

Оснащение: рисунок с парой тапочек, пластилин красного цвета.

Ход игры: Рассмотреть рисунок и предложить украсить тапочки:

Мама тапочки купила и дочурке подарила.

Тапочки зелёные красными тампонами.

Что было на тапочках дочурки? (красные тампоны). Давай и мы слепим такие же. Раскатать шарики из куска пластилина между ладонями и прикрепить их к тапочкам.

«Оденем Олю на прогулку»

Цель: укрепить мышцы указательного пальца, развивать ритмичность и координацию движений.

Оснащение: Контурный трафарет из картона шапочки и рукавичек, картинка зимним пейзажем и куклой Олей без шапки и рукавиц, пластилин разного цвета.

Ход игры: Рассмотреть картинку.

На дворе большой мороз,

Отморозит кукла нос,

Шарфик с шапкой нужен ей

Чтобы стало ей теплей.

Давай подарим Оле шапку и рукавички. Наложить трафарет на рисунок и размазать пластилин внутри его. Предложить ребёнку самостоятельно сделать варежки из любого пластилина.

«Следы на пластилине»

Цель: Формировать координацию движений указательного и среднего пальцев; вырабатывать умение выполнять движения в ритме, заданном стихами.

Оснащение: дощечка, с промазанной на ней «дорожкой» из пластилина; игрушечные кошка и корова.

Ход игры: Рассмотреть гостей, как они ходят: корова – тяжело, кошечка – мягко. Провести указательным пальцем по руке до локтя, чтобы ребёнок прочувствовал движение и нажим пальца. Затем пройти по пластилиновой дорожке в такт стихам:

Шла корова по дорожке – ТОП-ТОП, ТОП-ТОП.

А за ней бежала кошка – топ-топ, топ-топ.

«Три каравая»

Цель: развивать координацию рук, моторику, ловкость пальцев (указательного и большого), развивать воображение.

Оснащение: пластилин, красивый поднос для караваев; кукла, картинка с изображением семьи на празднике.

Ход игры: Рассказать малышу, что скоро праздник – Женский день. В праздник все ходят в гости и угощают друг друга всякими вкусностями. Ваня любит караваи. Послушай, как он их лепил:

Я слепил три каравая, ведь у мамы именины.

Всю семью я угощаю караваями из глины.

Я слепил два каравая и несу домой.

Этот маме, этот папе, этот будет мой.

Вылепить образец каравая и предложить малышу докончить работу. Слепленные караваи положить на красивое блюдце и угостить маму и папу, нарисованных на картинке.

«Новогодняя ёлка»

Цель: формировать контроль за мышечными ощущениями, отрабатывать ритмичность в выполнении действий (сильное – слабое надавливание на шарик пластилина).

Оснащение: вырезанный из картона силуэт ёлки с игрушками и с пластилиновыми диагональными полосками, бусины разного цвета.

Ход игры: Висят на ёлке бусы, хлопушка и звезда, мы любим нашу ёлку, да, да, да!

Рассмотреть ёлку. Найти чего на ней не хватает (бус). Предложить украсить ёлку бусами – брать по одной бусине и накладывать на пластилиновую «ниточку» на ёлке.

Предложить работать сначала правой, а потом левой рукой. Полюбоваться полученным результатом.

«Как на горке снег, снег…»

Цель: совершенствование пинцетного захвата (указательным и большим пальцами) правой и левой руки и развить координацию рук ребёнка.

Оснащение: сюжетная картинка: берлога со спящим медведем, горка; пластилин

Ход игры: Рассмотреть картинку. Предложить добавить снегу вокруг берлоги путём отщипывания пластилина от общего куска и прилепление его на картинку.

Как на горке - снег, снег,

Как под горкой – снег, снег,

И на ёлке - снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише, тише не шуметь.

«Листик»

Цель: Развить умение размазывать маленький кусочек пластилина по ограниченной поверхности, формирование контроля за мышечным тонусом пальцев.

Оснащение: картинка с осенним листочком любого дерева, пластилин, контурная прорисовка листика на картоне.

Ход игры: Рассмотреть вместе с ребёнком листья на дереве. Скатать из куска пластилина маленький шарик, положить его на картон и размазать указательным пальцем по контуру листа. Вырезать листик по контуру, приклеить его на цветной картон и сделать картинку.

«Ваня ходит по дорожке»

Цель: формировать контроль за мышечным тонусом пальцев, учить размазывать пластилин по ограниченной поверхности.

Оснащение: дощечка, горох или фасоль, картинка изображением мальчика Вани, стоящего на дорожке в красивых сапожках.

Ход игры: Сюжет: Ване купили красивые сапоги. Ему хочется всем показать их, но он не знает, куда в них пойти. Предложить ребёнку сделать дорожку: размазать пластилин по начерченной дорожке и украсить её горохом («камни»).

Я кусочек пластилина размажу по дощечке.

А потом горошком выложу дорожку,

Чтобы топали по ней Ванины сапожки.

Выполнять вместе с малышом.

«Пластилиновый салат»

Цель: развивать умение отрезать стекой маленькие кусочки от большого куска пластилина; формировать координацию движений.

Оснащение: шарики из красного пластилина («помидоры»), «Колбаски» зелёного цвета («лук», огурец»); игрушечная миска для салата, игрушки: медведь и заяц («гости»); дощечка для лепки.

Ход игры: Слепить вместе с детьми овощи. Сюжет: Приходят в гости медведь и заяц. Они сильно проголодались и хотят есть. Предложить детям сделать салат из овощей при помощи стеки. Разложить полученный «салат» на тарелочки и угостить гостей

«Лесные тропинки»

Цель: Развивать умение узнавать на ощупь жёсткую и мягкую фактуру, развивать чувствительность кончиков пальцев малыша.

Оснащение: Нарисованный на листе картона лес с тропинками их гладкой бумаги и бархатной, силуэты диких животных

Ход игры: Положить перед ребёнком картину, рассмотреть её. По какой тропинке пойдёт медведь или проскачет заяц.

Усложнение: можно предложить больше тропинок по фактуре

«Узнай на ощупь»

Цель: Развивать умение узнавать на ощупь жёсткую и мягкую фактуру, развивать чувствительность кончиков пальцев малыша.

Оснащение: Разные виды овощей и фруктов

Ход игры: Положить перед ребёнком коробку и попросить на ощупь найти необходимый для салата овощ или фрукт.

Усложнение: рассчитывать на самостоятельность ребёнка и без показа.

«Где была Маша?»

Цель: Развивать умение узнавать на ощупь фактуру песка и воды, развивать чувствительность кончиков пальцев малыша.

Оснащение: Кукла Маша, ванночки с песком и водой

Ход игры: Поставить перед ребёнком два таза: с водой и песком. Обследовать песок и воду, дать им характеристики: сухой, сыплется, мокрая, льётся. Предложить отгадать с завязанными глазами, от имени Маши, где она гуляла: Купалась на речке или строила фигуры в песке.

Усложнение: можно предложить землю, камни.

«Маша пьёт чай»

Цель: Развивать чувствительность пальцев малыша. Ознакомить детей со способами обследования предметов разной формы (круглой и квадратной)

Оснащение: «чудесный мешочек», 3 кусочка рафинада,3 круглые карамельки без фантика; игрушечные блюдце и чашка.

Ход игры: Кукла Маша хочет пить и просит налить ей чаю. Чай оказался несладким. Надо добавить сахару. Показ рафинада и обследование его. Квадратный. Затем показ карамельки и обследование её. Потом предложить найти в чудесном мешочке для гостей кусочек сахара и карамельку.

Усложнение: можно добавить конфеты разной формы.

«Горячая – холодная»

Цель: Развивать тактильные ощущения ребёнка и знакомить со свойствами воды

( горячая, холодная)

Оснащение: 2 тазика с разной водой, полотенце для рук.

Ход игры: Обследовать воду в тазах. Если ребёнок затрудняется, то отвечать на вопросы самим. Какая вода в этом тазике? Холодная или горячая? Затем продолжить обследование с завязанными глазами. Прочитать стих:

Вот и к нам весна пришла, солнце людям принесла. Солнце ярко светило и снежок весь растопило.

«Кораблик плывёт, а машина едет»

Цель: Развивать умение узнавать на ощупь гладкую и шершавую поверхности; выработать умение ощупывать одновременно двумя пальцами правой и левой руки.

Оснащение: Нарисованные на листе картона: грузовая машина, корабль, паровоз. От них справа налево приклеены разного вида дороги: гладкая, шершавая. Дороги ведут к домам.

Ход игры: Попросить выбрать одну из двух дорог и провести по ней указательным и средним пальцами одновременно. Спросить куда и по какой дороге ребёнок ехал. Затем проехать по второй дороге.

Усложнение: можно добавить рельсы со шпалами и поезд.

«Сухой – мокрый»

Цель: Активизация ощущений, развитие умение различать на ощупь мокрое и сухое.

Оснащение: Кукла, два таза (пустой и наполненный водой)

Ход игры: Появляется кукла и сообщает, что осенью часто идёт дождь, на улице сегодня мокро и предлагает послушать стихотворение:

Дождик, дождик, кап, кап, мокрые дорожки.

Всё равно пойду гулять, пусть промокнут ножки.

Кукла надевает сапожки и идёт гулять. Когда она придёт домой ножки у неё будут вот такие. Воспитатель попускает руку ребёнка в таз с водой и произносит: Рука мокрая», « Обе руки мокрые». Затем опускает руку в таз без воды и напоминает: «Рука сухая». Обобщает: «Если ходить по лужам – сапожки будут мокрые, если ходить по сухой дорожке – сапожки будут сухие».

Усложнение: Дать малышу разные предметы и предложить опускать по очереди в таз с водой и в пустой тазик, называя при этом свойства предметов: «Мокрая бумажка – сухая бумажка», «Мокрая тряпочка – сухая тряпочка» и т.д.

«Готовим салат»

Цель: Развить тактильное восприятие (гладкий помидор, шершавый огурец)

Оснащение: Овощи – муляжи, коробка с отверстиями с боков для правой и левой руки.

Ход игры: Педагог собирается делать салат. Для этого нужен помидор и огурец. Но так как детей много нужно ещё один помидор. Даёт малышу возможность обследовать овощ и предлагает найти его в коробке через отверстие. Затем обследуют и находят огурец.

Усложнение: предлагают ребёнку действовать по инструкции: «Положи по порядку: гладкий помидор, потом шершавый огурец». Можно предложить для игры натуральные овощи, муляжи, игрушки, картинки с изображением овощей.

«Разложи по порядку»

Цель: Активизация ощущений, развитие умений различать фактуру предметов

Оснащение: 3 тактильные таблички (с мехом, атласом и вельветом), кукольная одежда из этих тканей, коробка «шкаф для одежды».

Ход игры: Показать куклу и сказать, что Маша любит гулять. У неё много одежды и предложить найти в коробке на ощупь ту или иную одежду по образцу: вельветовые шершавые штаны, мягкая шуба, гладкое платье.

Усложнение: Попросить разложить ребёнка по порядку на столе гладкие, пушистые, шершавы предметы (кружочки, одежду, таблицы). Чередование может быть любым

« Найди такой же домик»

Цель: Учить ребёнка распознавать качества предметов: гладкий – шершавый.

Оснащение: Два игрушечных поросёнка, два медвежонка, четыре дома: два гладких, два шершавых.

Ход игры: Рассказать малышу, что поросята решили построить дома. Один решил построить из кирпичей – вот такой шершавый, а другой из стекла – гладкий. Обследование вместе с ребёнком домов. Прибежал медвежонок и попросил поросёнка найти для него такой же домик. Завязать ребёнку глаза и попросить найти дома для медвежат. Одному – шершавый, а другому – гладкий.

«Какие это волосы?»

Цель: Учить ребёнка узнавать на ощупь различную фактуру тактильных таблиц находить на ощупь «такую же» табличку

Оснащение: две таблички (одна - с приклеенной жесткой щетинкой другая-с мягкими ниткам), две одинаковые куклы с такими же волосами

Ход игры: Предложить ребёнку ощупать двумя руками табличку. Провести ладошкой по ней сверху, приговаривая при этом: «Мягкая, мягкая». Если умеет говорить , то спросить : « Какая табличка на ощупь?» (Мягкая). Затем предложить ощупать вторую табличку – жёсткую. Провести сначала правой рукой, потом левой. После того как малыш усвоит два качества (жёсткая, мягкая), предложить ему найти ту или иную табличку с закрытыми глазами.

Затем провести обследование кукол. Какие у них волосы?

Усложнение: Дать ощупать жёсткую табличку; две таблички (Жёсткую и мягкую); найти такую же как и первая на ощупь; обобщить: обе таблички одинаковые – жёсткие

«Помоги мишке найти мячик»

Цель: Учить ребёнка распознавать такой же по величине предмет (большой или маленький)

Оснащение: Игрушечный медвежонок, 4 мяча (2 маленьких , 2 больших), чудесный мешочек.

Ход игры: Выходит из-за ширмы медвежонок и плачет: Мишка по лесу гулял, мячик Мишка потерял. Успокойся и не плачь, мы найдём такой же мяч. Воспитатель спрашивает у него: « Какой мяч потерял?» (маленький как у бельчонка). Педагог просит ребёнка найти в мешке такой мяч. Сравнивание с большим мячом по ладошке: маленький можно покатать в ладошках, а большой – нельзя. Игры с мячами (скатывание по желобу, бросание и т.д.)

«Колокольчики»

Цель: расслабление кисти, умение соблюдать ритм.

Оснащение: картинка с изображением колокольчика, грецкий орех.

Ход игры: Делать круговые движения в такт стихотворению:

Динь – динь. Дни подряд колокольчики звенят.

Динь – динь – динь…

Динь – динь – динь…

«Льётся, не льётся»

Цель: закаливание рук кистей.

Оснащение: на улице выставить тазы с холодной и тёплой водой.

Ход игры: Предложить малышу самостоятельно разбавить таз с холодной водой теплой, используя при этом только ладошки

«Ноги ходят по дороге…»

Цель: разминание бугорка большого пальца.

Ход игры: Постукивать вместе с малышом по основанию большого пальца левой руки четырьмя пальцами правой руки в такт словам:

Большие ноги шли по дороге: ТОП, ТОП!

Маленькие ноги бежали по дорожке: топ, топ, топ!

«Сорока варит кашку…»

Цель: Разминание середины ладони.

Ход игры: в такт словам потешки предложить ребёнку потереть четырьмя пальцами одной руки середину ладошки другой руки. Затем наоборот.

« Ладушки»

Цель: развитие тактильного восприятия, умение соотносить движения с текстом

Ход игры: Под чтение потешки «Ладушки» предложить ребёнку потереть ладошки.

«Еду к деду»

Цель: развитие тактильного восприятия

Оснащение: шестигранный карандаш.

Ход игры: Покатать карандаш между ладонями, постепенно увеличивая усилия в такт любой потешки.

«Зима»

Цель: совершенствование кисти и пальцев рук

Оснащение: 2 тазика (один с кусочками льда, другой с теплой водой), полотенце

Ход игры: Прочитать стих:

Что за шарик в кулаке? Шарик был - вода в руке.

Попросите покатать шарик в руке, затем опустите руки в таз с горячей водой. Насухо вытрите полотенцем.

«Зимняя одежда»

Цель: развитие тактильного восприятия.

Оснащение: шестигранный карандаш.

Ход игры: Предложить покатать карандаш между ладонями, постепенно увеличивая усилия. При этом читать стих:

Раз, два, три, четыре, пять. Собираемся гулять. Завязали Катеньке шарфик полосатенький. Катя саночки везёт от крылечка до ворот.

«Большая стирка»

Цель: Расслабление кистей, соотнесение движений с текстом.

Оснащение: 2 тазика (один с кусочками льда, другой с горячей водой)

Ход игры: Предложить ребёнку покатать льдинки между ладонями, при этом приговаривая:

Стираем, стираем, стираем мы бельё.

Затем опустить руки в таз и сделать расслабленные движения руками как будто полощем бельё. « Полощем, полощем, полощем мы бельё.

«Киска»

Цель: Расслабление кисти, расправление её пальцев.

Оснащение: мягкая щётка.

Ход игры: Провести 2-3 раза по наружной поверхности кисти ребёнка от кончиков пальцев до лучевого сустава. Потом попросить сделать то же самое самостоятельно. При этом читать стих:

Как у нашего кота шубка очень хороша.

Чёрная блестящая, пушистая, лохматая.

«Мя – у-у!» ходит Васька серенький, хвост пушистый, беленький.

Сядет – умывается, лапкой вытирается. «МУР – МУР- МУР!»

«Осень»

Цель: расслабление кистей обеих рук, развитие умения выполнять движения в такт словам.

Ход игры: Попросить ребёнка согнуть руки в локтях и отвести в стороны, свободно опустив расслабленные кисти. Потряхивать расслабленными кистями в такт словам:

Дождик, дождик подожди, надоели нам дожди!

Ты по крышам зачастил, ребятишек разбудил


«Это что за теремок?»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Оснащение: пирамидка с ровным стержнем и тремя колечками одинаковой величины.

Ход игры: предложить ребёнку пирамидку и попросить нанизать колечки на стержень. «Посмотри, получилась труба. Если затопить печь, то из трубы пойдёт дым».

Это что за теремок? Из трубы идёт дымок…

«Юбка на праздник»

Цель: Совершенствовать работу указательного и большого пальцев, развивать координацию обеих рук.

Оснащение: кукла на картинке без юбки; пластилин; бусины

Ход игры: Сюжет: кукла собралась на праздник, но ей не нравиться юбка. Поможем ей и украсим юбку. Раскатать «шарики» из пластилина и размазать их по контуру юбки. Украсить юбку бусинами, вдавливая их указательным пальцем.

«Вытри ушки…»

Цель: Изучить части тела и развить умение определять их; развивать координацию движений, умение действовать в такт словам.

Оснащение: салфетка.

Ход игры: Под чтение потешки «Водичка, водичка…» попросить детей вытереть те части тела, о которых говориться в потешке (показать промакивающие движения).

Водичка, водичка, умой моё личико.

Чтобы глазки блестели, чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.


«Кому листик?»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, стимулировать работу больших и указательных пальцев рук.

Оснащение: небольшой лист бумаги с надрезанными полосками.

Ход игры: Показать ребёнку как правильно брать лист бумаги и рвать его ( два пальца левой руки располагаются рядом с двумя пальцами правой руки, движения одной руки направлены к себе, движения другой от себя). Предложить малышу рвать бумагу большим и указательными пальцами бумагу на узкие полоски. Прочитать стихотворение:

Этот листик – дедушке, этот листик – бабушке,

Этот листик – папе, этот листик – маме, и т. д.….

« Что спрятал мишка?»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Оснащение: платочек, в середине которого наклеена картинка с изображением игрушки: мяча, куклы, машины.

Ход игры: Попросить ребёнка отогнуть края платочка и посмотреть, что спрятал там мишка. Затем попросить закрыть платочек («спрячь игрушку») . Для детей постарше можно на уголках наклеить фигуры одинакового цвета, например, треугольники.

«Помидор»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Оснащение: тонкий лист бумаги красного цвета, палочка с заострённым концом.

Ход игры: Скомкать лист бумаги и надеть «шарик» на палочку, получиться «помидор». Попросить детей сделать то же самое и посадить овощ на «грядку».


«Ёлочка – красавица»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, координацию движений

Оснащение: длинный шнурок с наконечником, материал для нанизывания: бусы, колечки, пуговки и т.д.; картинка с наряженной ёлочкой.

Ход игры: Нанизать бусы для украшения ёлки.

Ёлка наряжается – праздник приближается.

Новый год у ворот, ребятишек ёлка ждёт.

«Сушим одежду»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Оснащение: шнурок, контурное изображение одежды с отверстиями, пробитыми дыроколом.

Ход игры: Предложить найти одежду по образцу и повесить её сушить на верёвку. При этом называть предмет одежды.

«Как на горке снег, снег…»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, координацию движений; воображение, стимулировать работу больших и указательных пальцев обеих рук.

Оснащение: белая бумажная салфетка, игрушечный мишка, картинка к стихотворению.

Ход игры: Рассмотреть иллюстрацию к книге. Предложить сделать много снежных комочков по образцу взрослого.

Как на горке - снег, снег,

Как под горкой – снег, снег,

И на ёлке - снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише, тише не шуметь.


«Катание на санках»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, глазомер, координацию движений и зрительное внимание.

Оснащение: полоска бумаги шириной 2 см и длиной 10 см; санки, вырезанные из картона по контуру.

Ход игры: Вспомнить с малышом как катаются дети на санках. Рассмотреть контурные санки. Предложить сделать для них дорожку. Складывание бумаги «гармошкой» по намеченным карандашом линиям.

Покатились санки вниз. Крепче, куколка, держись.

Ты сиди, не упади,- там канавка впереди!

Надо ездить осторожно! А не то разбиться можно.

«Подари лисичке хвостик»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, координацию движений

Оснащение: Картинка с изображением рыжей лисы с белым хвостом, лист оранжевой бумаги.

Ход игры: Рассмотреть хвост лисы. Почему он белый? Предложить ребёнку помочь лисе и сделать ей хвост. Отрывать от листа оранжевой бумаги кусочки и затем складывать их на поднос. Когда кусочков окажется много вместе с малышом наклеивать эти кусочки на контур хвоста, до тех пор, пока хвост не станет рыжим и пушистым.

«Сушим рукавички»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, сенсорные представления, тактильные восприятия.

Оснащение: 4 пары рукавичек основных цветов (красные, жёлтые, синие, зелёные), разные по размеру (маленькие и большие) и фактуре (пушистые и вязанные), с пришитыми петельками; шнурок.

Ход игры: Предложить самостоятельно выбрать пару рукавичек по словесному указанию, по подобию и надеть рукавички на верёвку сушиться.


«Собери колёса для машин»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, координацию движений

Оснащение: 4 пуговицы – «колеса» (две большие, две поменьше) разного цвета, две нарисованные машины разного размера с приклеенными вместо колёс канцелярскими кнопками.

Ход игры: Предложить малышу наколоть на кнопку столько же колёс (два колеса), сколько изображено на рисунке

« Спрячем мишку в сугроб»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, координацию движений; стимулировать работу больших и указательных пальцев обеих рук.

Оснащение: игрушечный мишка, бумажная салфетка.

Ход игры: Сюжет: Мишка спит в берлоге зимой. Чтоб ему было теплее надо много снега. Поможем мишке. Снежок можно сделать из салфетки. Скомкать ¾ салфетки, придав ей форму «снежка». Предложить малышу наделать много «снежков».

«Ищем маму»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, координацию движений

Оснащение: фигурки домашних животных с детёнышами, шнурок для нанизывания.

Ход игры: Предложить найти детёнышу маму и нанизать их вместе на шнурок, называя их.


«Сервиз для куклы»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, координацию движений

Оснащение: вырезанная из бумаги посуда (чашки, тарелки, кастрюльки, чайник и т.д.); спица деревянная.

Ход игры: Взяв в руки спицу, взрослый предлагает малышу нанизать на неё посуду по показу, по слову. При этом проговаривать, что малыш нанизывает.

«Собери листочки»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, координацию движений

Оснащение: стержень от пирамидки, вырезанные из картона листья берёзы с пробитыми дыроколом отверстиями в центре, нарисованная берёза.

Ход игры: Рассмотреть нарисованную берёзу:

Берёза моя, берёзонька, берёзонька – красавица!

На тебе, берёзонька, листья зелёные,

Под тобой, берёзонька травка зелёная.

Предложить нанизать на стержень листики.

«Чудо – дерево»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, координацию движений

Оснащение: стержень от пирамидки, три пары картонной обуви с отверстиями, пробитыми дыроколом.

Ход игры: Прочитать стихотворение К.Чуковского

Как у наших у ворот чудо – дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо расчудесное,

Не листочки на нём, не цветочки на нём,

А чулки да башмачки словно яблочки!

Танюша по саду пойдёт, Таня дерева сорвёт

Туфельки, сапожки, новые калошки.

Называя вид обуви нанизывать его на стержень по одному предмету, а второй нанизывает ребёнок и называет, что он нанизал. Можно посчитать, сколько в паре обуви (два сапога)


«На грядке появился огурец»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, глазомер, координацию движений, стимулировать движения большого и указательного пальцев обеих рук.

Оснащение: контур огурца, картинка с его изображением на грядке, бумага зелёного цвета.

Ход игры: Рассмотреть огурец на грядке и предложить сделать такой же у себя путём отрывания кусочков от листа бумаги зелёного цвета. Затем наклеить эти кусочки вместе с малышом на контур огурца.

«Петушок и гребешок»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, глазомер, координацию движений и зрительное внимание.

Оснащение: контурное изображение петушка без гребешка, полоска красной бумаги 5х2 см

Ход игры: Рассмотреть картинку.

Петушок, петушок, подари мне гребешок,

Ну, пожалуйста, прошу! Я кудряшки расчешу.

Вместе с ребёнком согнуть по пунктирным линиям полоску красной бумаги – получиться «гребешок и приклеить его к голове петушка.

«Подари маме цветок»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, глазомер, координацию движений и зрительное внимание.

Оснащение: фломастеры для прорисовки стебля, пять полосок бумаги для лепестков ромашки и жёлтая серединка.

Ход игры: Прочитать стих:

Мы красивые цветочки, нас так любят мотылёчки,

Любят бабочки, букашки, и зовут нас всех – ромашки.

Показать малышу, как складывать белую полоску «гармошкой» по нарисованным линиям и предложить сложить остальные. Затем наклеить ромашку на лист бумаги и приклеить серединку. Можно сделать одуванчик из комочка бумаги.


«Точка, точка, запятая…»

Цель: выработать у детей умение ориентироваться на листе картона, развивать ловкость пальцев.

Оснащение: разноцветные пуговицы; полукруг из красного картона (рот); Овал – лицо, две счётные палочки; схематичное изображение лица на листе картона.

Ход игры:

Точка, точка, запятая, вышла рожица кривая,

Палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек.

Рассмотреть схематичное изображение лица, выделить его части - рот, нос, губы, брови. Предложить ребёнку выложить такое же лицо на наборном полотне (рот полукруг, глаза – пуговки, брови – счётные палочки

«Подари берёзоньке листочки»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, глазомер, координацию движений, стимулировать движения большого и указательного пальцев обеих рук.

Оснащение: светло – зелёная бумага, клей, нарисованная берёза без листьев.

Ход игры: Рассмотреть берёзу. Почему нет листиков? Показать, как отрывать от листа бумаги маленькие «листочки» для берёзки. Приклеить их к стволу дерева вместе с ребёнком.

«Кораблик»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, глазомер, координацию движений и зрительное внимание.

Оснащение: лист белой бумаги, картинка с изображением кораблика.

Ход игры: Показать малышу способ складывания кораблика. Предложить сделать такой же вместе и пустить его поплавать в тазу.

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах на поднятых парусах.


«Я по садику гуляла»

Цель: формировать у детей умение выполнять задание по образцу, ориентироваться на плоскости и определять местонахождение предметов.

Оснащение: нарисованная на картоне корзинка; геометрическая мозаика: красные круги – яблоко, синие овалы – слива; вырезанная по контуру из картона корзинка.

Ход игры: Рассмотреть нарисованную корзинку. Что в ней лежит и какого цвета. Положить перед малышом контурную корзину и попросить выложить также как и на картинке. Затем предложить выполнить задание самостоятельно.

Я по садику гуляла и в корзинку собирала

Яблоки и сливы, вышло так красиво.

«Соберу пирамидку»

Цель: выработать у детей умение ориентироваться на плоскости; помочь усвоить геометрические фигуры и их размеры; развивать умение различать и называть формы и цвета предметов.

Оснащение: 4 картонных пуговицы разных размеров, нарисованный на картоне образец для выкладывания.

Ход игры:

Я сегодня с Катей, Олей, пирамидку вам построю.

Пуговку на пуговку…ай–ай-ай, пирамидка, милая, вырастай!

Выложить из пуговиц пирамидку, рассмотреть её по цвету и величине. Разобрать пирамидку, положить перед малышом образец с контурной прорисовкой и предложить ребёнку самому собрать такую же из пуговиц пирамидку.

«Наш дом»

Цель: развивать оптико-пространственную функцию, умение ориентироваться на плоскости. Воспитывать навык работы, ведущей рукой и моторной ловкости пальцев.

Оснащение: 6 счётных палочек; картонный квадрат («окно»); Картонный прямоугольник («труба»).

Ход игры: Посмотрите, дом какой, он с окошком и трубой.

Построить из счётных палочек дом перед ребёнком, приложить окно и трубу. Затем разобрать его и предложить сделать малышу такой же дом как был. При выполнении пояснять свои действия: что берёте и куда кладёте.


«Ёжик потерял колючки»

Цель: совершенствовать мелкую моторику рук, развивать зрительное внимание.

Оснащение: разноцветные прищепки, контур ёжика, рисунок с ёжиком.

Ход игры: Рассмотреть строение ёжика. Ёжик потерял колючки. Что делать? Попросить помочь ему и вернуть колючки на место: прикрепить прищепки к контуру.

Что ж ты, ёж, такой колючий?

- Это я на всякий случай:

Знаешь кто мои соседи – лисы, волки и медведи.

«Платье для Оли»

Цель: выработать у детей умение ориентироваться на листе бумаги, развивать мелкую моторику рук.

Оснащение: нарисованное на листе бумаги платье, пуговицы жёлтого и синего цветов.

Ход игры: Предложить ребёнку выложить (« пришить») к платью синие, а затем жёлтые пуговицы. Прочитать стихотворение:

Кукле платье буду шить, синее в горошек.

Пуговок пришью рядок, беленьких, хороших.

Усложнение: Можно пришить пуговицы разного размера или к другой одежде.

«Дождик»

Цель: выработать у детей умение ориентироваться на плоскости, развивать моторику рук.

Оснащение: поднос с высыпанной на нём ровным слоем манной крупой

Ход игры: Рассмотреть картинку об осени, повторить приметы: капает дождь. Предложить нарисовать дождь на подносе, проведя указательным пальцем по крупе.


«Рукавичка»

Цель: совершенствовать мелкую моторику рук, развивать зрительное внимание, ориентировку на листе бумаги.

Оснащение: 6 красных палочек; полукруг красного цвета( верх рукавички); вырезанный из картона контур большого пальца.

Ход игры: Рукавичку мама мне красную связала.

Я гуляла во дворе и где–то потеряла.

Ой, ребята, помогите, рукавичку мне сложите!

Рассмотреть схематичное изображение рукавички, назвать её части. Предложить выложить на листе бумаги её из бумажных деталей и палочек. Ребёнок затем выкладывает такую же рядом сам.

«Снеговик»

Цель: совершенствовать мелкую моторику рук, развивать зрительное внимание.

Оснащение: контур снеговика, три нарисованные пуговицы разного размера, картинка с изображение снеговика.

Ход игры: Рассмотреть картинку, отметить части снеговика. Предложить ребёнку выложить такого же на листе бумаги из пуговиц одинакового цвета или разного.

«Ёлка из лесу пришла»

Цель: совершенствовать мелкую моторику рук, развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию.

Оснащение: счётные палочки; контурная прорисовка ёлки (из трёх треугольников); 3 зелёных треугольника разной величины.

Ход игры: Выложить на листе белой бумаги ёлку из трёх треугольников. Рассмотреть её и предложить малышу выложить такую же из счётных палочек. Если это вызовет затруднение, то выполнить действие вместе с ребёнком.

Как у нашей ёлки, колючие иголки.

Ветки - лапы называются, дети удивляются!


«Зайка тапки потерял»

Цель: совершенствовать мелкую моторику рук (пинцетного захвата мелких предметов – гороха, фасоли).

Оснащение: изображение зайца, стоящего босиком на проталине; фасоль, пуговицы, горох.

Ход игры: Рассмотреть картинку. Можно ли ранней весной ходить без обуви? Почему нельзя? Предложить ребёнку выложить для зайца туфли или тапки.

Зайка, зайка, попляши! Нашу Машу насмеши!

Топай, топай лапками, серенькими тапками.

«Ручеёк»

Цель: совершенствовать мелкую моторику рук, развивать зрительное внимание, ориентировку на листе бумаги.

Оснащение: пластилин, дощечка, гречка, горох, пшено; картинка с изображением ручейка.

Ход игры: Рассмотреть картинку, отметить, что на дне ручейка находятся камни, песок. Предложить создать дно ручейка. Выложить это дно на пластилине из круп.

Спеть песенку про ручеёк.

«Паровоз»

Цель: совершенствовать мелкую моторику рук, развивать зрительное внимание, ориентировку на листе бумаги; умение воссоздавать изображение знакомых предметов.

Оснащение: Нарисованный контур паровоза на листе картона; контуры колёс разные по величине; пуговицы или макаронные изделия круглой формы; картинка с изображением паровоза.

Ход игры: Рассмотреть картинку, выделить детали. Предложить выложить такой же. Прочитать стих: Вот идёт паровоз, он вагончики повёз

Чах-чах, чу-чу, далеко я укачу!

Рассмотреть несколько вариантов выкладывания паровоза.


« Выложи как я»

Цель: закреплять умения детей составлять узор из деталей по образцу или по памяти; развивать мелкую моторику рук.

Оснащение: картинки с изображение предметов, разный материал: пуговицы, спички, крупа.

Ход игры: Показать образец и предложить выполнить такую же картинку у себя на листе бумаги.

«Ромашка»

Цель: закреплять умения детей составлять узор из деталей по образцу или по памяти; развивать мелкую моторику рук.

Оснащение: Лист картона с нарисованной ромашкой, белый и жёлтый шнур, зелёный фломастер.

Ход игры: Рассмотреть ромашку. Предложить выложить её по контуру из белого шнура лепестки, а из жёлтого серединку. Полюбоваться ею.

« Маша приглашает гостей»

Цель: Развивать умение ориентироваться на листе картона, мелкую моторику рук и умение работать с разрезными картинками.

Оснащение: вырезанные из картона части чайника (корпус, носик, ручка, крышка); образец для выкладывания, палочки или спички.

Ход игры: Приходит в гости кукла:

Машенька – красавица, чай ей очень нравиться.

Рассмотреть рисунок с чайником и чашкой. Определить детали. Предложить наложить контурные детали на изображение, потом выложить такое же при помощи палочек


« Овощи на тарелке»

Цель: закреплять умения детей составлять узор из деталей по образцу или по памяти; развивать мелкую моторику рук, Развивать ориентировку на листе бумаги.

Оснащение: контуры вырезанных овощей (помидор, огурец, картофель, свекла и т.д.); контур тарелочки; геометрические фигуры по цвету.

Ход игры: Рассмотреть образец, выложить картонные овощи на свои места. Предложить действия ребёнку. Усложнить, заменив контуры овощей геометрическими фигурами по цвету овощей.

« Ёлочка»

Цель: закреплять умения детей составлять узор из деталей по образцу или по памяти; развивать мелкую моторику рук.

Оснащение: контур ёлочки на листе картона; круглые детали (шары) , пуговицы, горох.

Ход игры: Рассмотреть ёлочку. Почему она грустная? Надо её развеселить: повесить на неё шары, гирлянды (из гороха). Вместе с малышом украсить ёлочку и порадоваться вместе с ней по окончании работы.

«Мой велосипед»

Цель: закреплять умения детей составлять узор из деталей по образцу; развивать мелкую моторику рук.

Оснащение: Картинка с изображением велосипеда; контурные детали к нему из кругов; палочки, пуговицы большого размера.

Ход игры: Рассмотреть картинку, отметить детали велосипеда. Предложить по образцу выложить на листе бумаги свой велосипед, используя разный материал. При затруднении помочь ребёнку.


«Испечем пирог»

Цель: совершенствовать мелкую моторику рук, развивать зрительное внимание.

Оснащение: поднос с манной крупой, распределенной равномерно; картинка с празднованием Восьмого Марта.

Ход игры: Рассмотреть картинку, отметить значимость праздника для мам и бабушек. Прочитать потешку « Я пеку, пеку….» Предложить ребёнку испечь для мамы пирог: нарисовать его на крупе. Отметить многообразие рисунков.

«Котик, серенький лобок»

Цель: совершенствовать мелкую моторику рук, развивать зрительное внимание, ориентировку на листе бумаги; умение составлять мордочку из различного материала.

Оснащение: Большой серый картонный круг (мордочка кота); две зелёные пуговицы

( глаза); два треугольника (уши), красная нитка (рот); усы из лески.

Ход игры: Кот по улице гулял и усищи потерял.

Рассмотреть образец на картинке. Выложить при ребёнке мордочку кота и предложить ребёнку расположить на ней усы. Назвать детали и определить их значение.

Усложнение: можно выложить по образцу, по памяти, мордочку кота и котёнка.

«Мы на саночках катались»

Цель: совершенствовать мелкую моторику рук, развивать зрительное внимание, ориентировку на листе бумаги.

Оснащение: контур санок, нарисованный на листе картона, картинка с изображением детей, катающихся на санках, пуговицы, счётные палочки.

Ход игры: Рассмотреть рисунок, отметить детали. Выложить санки из палочек и пуговиц (верёвочка) на листе бумаги и предложить ребёнку сделать так же.

Покатились санки вниз, ну-ка куколка держись!